Причудливая судьба прибалтийских "марков"...

Jan 07, 2011 00:18

"6 августа 1919 года британский танковый отряд в составе 48 человек и четырех танков MK-V под командованием майора Карсона высадился в Ревеле (современный Таллин). Танки использовались в операциях Русской Северо-Западной армии под Гдовом, Ямбургом и Гатчиной. После отступления Северо-Западной армии к эстонской границе все шесть английских танков 18 ноября 1920 года были вывезены в Ревель. Две машины были переданы Латвии, четыре - Эстонии. Кроме того, Латвии достались и три Mk-B Русской Северной армии.
Для “маленьких, но гордых” прибалтийских республик эти танки были серьезной поддержкой для их самолюбия. Впрочем, после присоедениния Прибалтики к СССР в 1940 все безнадежно устаревшие к тому времени “Рикардо” были отправлены на склады. Последним, и наверное, самым ярким эпизодом в долгой биографии этих машин стало участие в обороне Таллина в 1941 году. Для отступавшей Красной Армии даже устаревшие “бронированные коробки на гусеницах” оказались совершенно необходимы. Четыре Mk. V были приведены в боеготовное состояние и использовались при обороне города". (с)

Но это был ещё не конец их истории...

1941-й. Таллин.





1944-й. Берлин. Бывшие эстонские "марки" в парке Люстгартен.




1945-й. Там же. На заднем плане видно здание Старого музея (Altes Museum). Это те самые "марки", которые, будучи перевооружены "максимами", в 41-м защищали Таллин. Там же были захвачены немцами и позже доставлены в столицу Третьего рейха как экспонаты выставки трофейного вооружения. Чтобы в итоге встретить конец войны в окрестностях Рейхстага. Кто-то даже утверждает, что немцы пытались использовать в апреле 45-го дряхлые "марки" как огневые точки...









Previous post Next post
Up