Трагедия "Свободного".

Nov 17, 2007 01:41

Эсминец "Свободный" строился по проекту 7У на заводе № 200 в Николаеве. К 22 июня 1941 года корабль находился в 83,8-процентной технической готовности. Не закончив швартовых испытаний, эсминец в августе перешел для достройки в Севастополь. Переход сопровождался рядом инцидентов, связанных с не­удовлетворительной работой еще не до конца отлаженных механизмов.



Эскадренный миноносец "Свободный" в Южной бухте Севастополя у Холодильника, весна 1942 года.




Приемка «Свободного» состоялась 2 января 1942 года, а через неделю корабль официально вошел в состав ЧФ.

В январе - феврале эсминец занимался конвойной службой, осуществлял огневую поддержку наших войск под Севастополем. В ночь на 16 марта обстреливал неприятельские позиции на побережье Феодосийского залива. Затем выполнял транспортные рейсы между главной базой флота и портами Кавказа. Один из наиболее примечательных походов состоялся 27 - 28 мая, когда «Свободный» вместе с «Сообразительным» и крейсером «Ворошилов» перевозил из Батуми в Севастополь личный состав 9-й бригады морской пехоты. Корабли успешно отразили атаки вражеской авиации, без потерь сбив два торпедоносца «Хейнкель-111». Один из них был уничтожен огнем 130-мм орудий «Свободного».

9 июня эсминец конвоировал из Новороссийска в Севастополь транспорт «Абхазия». Вечером корабли подверглись атаке 12 торпедоносцев, продолжавшейся с перерывами около двух часов. Немцы сбросили 24 торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Налет был успешно отражен, и в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала № 3 в Северной бухте. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились «юнкерсы» и «хейнкели»... Поначалу «Свободному» везло: первые пять налетов, повторявшиеся через каждые 10-15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 - 15 бомб.

В 6.40 использование дымовых завес над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие войска пытались прорвать линию обороны на Северной стороне. В связи с этим «Свободный» перешел в более безопасное место - Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских.

В 8.00 последовали новые воздушные атаки. На смену Хе-111 пришли пикировщики Ю-87. Уже первые бомбы упали довольно точно: в 8 - 15 м от эсминца. От осколков на «Свободном» появились первые людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии 5 -7 м от кормы. В обшивке образовалось множество пробоин и вмятин, загорелись дымовые шашки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов, число осколочных повреждений продолжало расти.

Роковой для «Свободного» авианалет начался в 13.15. На эсминец набросились сразу 27 «юнкерсов»: 15 зашли с носа и 12 -с кормы. Зенитчики открыли яростный ответный огонь, но было поздно: корабль получил 9 прямых попаданий бомбами весом 100 - 250 кг. Одна угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две - в ходовой мостик, одна - в район первой трубы, одна - во 2-е машинное отделение, две - в кормовой мостик и две - в кормовую часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, к тому же загорелся мазут, затем начали рваться поднесенные к зенитным орудиям снаряды... Из экипажа 67 человек погибли, многие были ранены, в том числе и командир - капитан 3 ранга П.И.Шевченко. В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ - покинуть судно. Вскоре после эвакуации личного состава от пожара взорвались торпеды в первом аппарате, а затем прогремели еще два взрыва - сдетонировал боезапас в кормовых погребах. «Свободный» лег на грунт с креном 50° на правый борт.



Носовая надстройка осталась над водой и горела в течение 3 суток.



Эсминец был поднят и сдан на слом в 1953 году.

Командовали «Свободным» капитан-лейтенант А.Н.Горшенин (до 18.2.1942) и капитан 3 ранга П.И.Шевченко.

Это, как говорится, факты широко известные и в уточнении не нуждающиеся. Однако у меня всё ж-таки один вопрос относительно обстоятельств гибели "Свободного" отыскался... На фотографиях погибшего эсминца хорошо видно, что баковое 130-мм орудие Б-13 не пострадало. А теперь посмотрим на кадр фильма, снятого немцами после захвата Севастополя...



...Смотрим внимательно и обнаруживаем то самое орудие по-прежнему на своём штатном месте.



Позже фрицы орудие сняли и использовали его в боях с советскими войсками. Итак, "Свободный" погиб 10 июня 1942-го. Первые же немецкие войска прорвались к Северной бухте только на исходе 19-го июня. Блин, ну и что нашим помешало за 9 дней самим снять "стотридцатку"? Как снимали до этого орудия с крейсера "Червоны Украины", эсминцев "Совершенный" и "Быстрый"...



P.S. По иронии судьбы, погибший от авиабомб "Свободный", имел наиболее эффективную систему ПВО среди всех черноморских эсминцев...

...Как известно, уже в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы существовали лишь на бумаге. Первая система МПУАЗО «Союз-7У» была установлена буквально накануне войны - в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя достаточно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы - аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Хотя система действовала в одной плоскости и была малоэффективна в борьбе с пикирующими бомбардировщиками, она значительно усилила ПВО корабля. В 1942 году «Союз-7У» (с заменой неудачного СВП-1 на новый СВП-29) смонтировали еще на двух эсминцах - черноморском «Свободном» и балтийском «Строгом». И все. На остальных «семерках» и «семерках-У» 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми» - проще говоря, стрельба из них велась на глазок. Ну а об управлении огнем малокалиберной (45-мм и 37-мм) артиллерии в то время вообще не могло быть и речи...

Севастополь

Previous post Next post
Up