Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте в том виде, в котором он был построен в 1753 году
После того, как стараниями Петра I в этом месте было «прорублено окно в Европу» и в устье Невы была заложена новая столица Империи, Кронштадту, как и Ораниенбауму, предстояло стать парадными воротами в столицу со стороны Балтийского моря. Но этого не случилось по причине скорой кончины Императора и опалы А.Меньшикова, один из которых инициировал «сей прожект», а другой его энергично реализовывал. «Парадные ворота» были перемещены в центр «блистательного Санкт-Петербурга», а Кронштадт превратился в главную военно-морскую базу Империи. Кронштадт - единственный пригород Питера, который не пострадал во время Великой Отечественной войны в такой степени, как Павловск, Гатчина, Пушкин, не говоря уже о Петергофе и Стрельне. Поэтому в настоящее время этот город дает полное представление о подходе государства к формированию уездных городов и об архитектурных пристрастиях элиты Российской Империи XYIII - начала XX веков.
Завершилось формирование исторического архитектурного облика Кронштадта с постройкой в 1903-1913 годах
Никольского собора.
Главная архитектурная доминанта Кронштадта - Никольский Морской собор. Вид на гавани Кронштадта с дамбы, со стороны г. Ломоносова.
Изначально Кронштадт был основан на искусственно созданном островке напротив острова Котлин, на южной стороне главного корабельного форватера 18 мая 1704 года, как крепость Кроншлот (Коронный замок). Царский указ о создании на Котлине морской крепости вышел лишь через полтора десятилетия после этого события, в 1720 году. Кронштадтом (Коронным городом) крепость была названа Петром I еще позднее - в 1723 году.
Значительную роль в строительстве Кронштадта сыграл прадед А.С.Пушкина «арап Петра Великого» генерал-инженер А.П.Ганнибал - в 1755 году он был назначен главным командиром «устроения и содержания канала и доков» в Кронштадте. Помимо чисто фортификационной деятельности А.П.Ганнибал прославился тем, что организовал в Кронштадте госпиталь и «школу для малых детей».
Гостиный двор Кронштадта похож как на гостиные двора Санкт-Петербурга, так и Костромы, Галича и, даже, Солигалича.
Современный облик Кронштадта в основном сформировался в XIX веке, причем многие постройки возведены по типовым проектам, разработанным для уездных городов. Дома этого периода постройки, как правило, 2-х - 3-х этажные, и что отличает их от домов в большинстве уездных городов северо-запада России - полностью кирпичные. Другая отличительная черта Кронштадта - сплошная застройка улиц, отсутствие усадьб. Ну и, конечно, в городе масса построек, характерных для военно-морских крепостей XYIII - начала XX веков.
Застройка ул.Ленина (б. Николаевская) - центральной улицы Кронштадта сплошная в основном 2-х - 3-х этажная
Здание Администрации Кронштадта
Единственное здание на улице Ленина, резко выпадающее из общей застройки вероятно построено в начале XX века скорее присуще застройке питерских Петроградки или Песков, чем Кронштадту
В центре Кронштадта есть дома построенные в различных архитектурных стилях, присущих XX веку, но при этом нисколько не выпадающих из общего архитектурного стиля города, сформированного в XIX веке.
Здание Морской библиотеки весьма причудливой архитектуры
Жилой дом на углу ул.Ленина в стиле А.Аалто или русского конструктивизма 30-х годов
А это административное здание вблизи ул.Ленина построено в традициях русского модерна начала XX века
Жилой дом недалеко от Никольского собора на Коммунистической улице - типичная довоенная "сталинка" в стиле конструктивизма
Особенности Кронштадта, как военно-морской крепости, отражаются в его архитектуре весьма ярко. Прежде всего это комплекс зданий Адмиралтейства Императора Петра I.
Ограда Адмиралтейства со стороны Соборной площади В центре - вечный огонь в честь погибших моряков
Эти законсервированные полуразрушенные постройки Адмиралтейства ждут восстановления
Док, построенный по чертежам и под руководством Петра I
По южному берегу острова Котлин проходит Макаровская улица, вдоль которой расположены гавани Кронштадта - Купеческая, Средняя, Лесная, Военная и Угольная. На эту же улицу выходит Петровский парк.
Синий мост через Обводный канал. Слева павильон Кронштадтского футштока, справа - Итальянский пруд на берегу которого расположено здание Голландской кухни
Старинный подъемный кран на берегу Итальянского пруда. За краном - Рыбные ряды.
Центральный военно-морской музей, находящийся в здании Итальянского дворца на Макаровской улице
Военно-морские корабли в Средней гавани. Вид из Петровского парка.
Памятник Петру I в парке напротив Средней гавани
Помимо памятника Петру I в Кронштадте масса памятников и памятных знаков выдающимся флотоводцам, исследователей морских просторов мирового океана - С.О.Макарову, Ф.Ф.Ушакову, Ф.Ф.Беллинсгаузену и другим героям-морякам.
Необычный памятный знак на ограде вдоль Обводного канала около Синего моста посвящен Блокадной колюшке (не путайте с деликатесной коРюшкой!).
Долгое время Кронштадт был фактически отрезан от остальной части России не столько относительно мелким Финским заливом, сколько своим статусом главной военно-морской базы России. До 1996 года Кронштадт был полностью закрытым для посещений широкой публики. Но даже после снятия этого запрета его посещение было обременено необходимостью пользоваться практически исключительно паромом из Ломоносова. Фактически открытым для обычных людей Кронштадт стал лишь после соединения его дамбой сначала с северного берега Финского залива из района Лахты, а потом и с южного - из Ломоносова.
История строительства Дамбы весьма интересна и поучительна. Технический проект комплекса защитных сооружений (КЗС) был разработан в 1965-1977 годах, их строительство было начато в 1979 году. Однако сразу же после начала работ «прогрессивная общественность» подняла компанию, направленную против КЗС на основании того, что он превратит Неву в «биологический реактор». В начале 1990-х было принято решение о прекращении финансирования строительства КЗС. Две комиссии РАН, призванные решить проблему «биологического реактора», высказали диаметрально противоположные мнения: от «проект безопасен» до «рекомендуем разобрать недостроенную дамбу». Все эти «споры» затянули строительство КЗС до 2011 года.
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (Дамба) успешно работает уже десятилетие. Помимо бесперебойной связи Кронштадта с Санкт-Петербургом и обеспечения работы Кольцевой автомобильной дорогой (КАД), проходящей по дамбе, КЗС
предотвратил десятки серьезных наводнений. И никакого «биологического реактора» в Неве не образовалось, хотя в акватории Финского залива некоторые изменения несомненно произошли. Но не фатальные для его экологии.
Защитные сооружения дамбы впечатляют особенно вечером. Впереди - Ломоносов. Вид из окна рейсового автобуса.
Въезд в тоннель под морским каналом - глубоководной частью Финского залива, по которой океанские суда проходят в порты Санкт-Петербурга. Вид из окна рейсового автобуса.
Тоннель под морским каналом. Вид из окна рейсового автобуса.
Благодаря дамбе и снятию запрета на посещение главной военно-морской базы России любой житель Питера и гость города может, используя городской общественный транспорт, побывать в Кронштадте. Правда на это придется потратить целый день. Однако возможность познакомиться с этим великолепным уголком России того стоит.