Из Оредежи в Дно: станция Заклинье

Dec 15, 2020 22:27





Станция Заклинье. Вид с платформы.

Путешествию по железной дороге из Оредежи в Дно посвящено несколько предыдущих постов. Этот пост о Заклинье - первой  от Оредежи станции на пути в Дно. Сейчас она законсервирована, а когда-то это был важный транспортный узел местного значения, связанный с ближайшими деревнями неплохими проселочными дорогами. В советское время в Заклинье останавливались междугородные и пригородные пассажирские поезда, круглосуточно работал зал ожидания. Рядом со станцией было несколько крестьянских хуторов, а в непосредственной близости от нее - жилые дома семей железнодорожников. Сейчас же редкий пассажир выходит или садиться на этой остановке - дороги к ближайшим деревням стали непроезжими, остались лишь едва заметные тропы. Однако эта остановка на пути из Оредежи в Дно весьма интересна в историческом отношении - рядом находятся памятники тысячелетней и столетней давности, а их судьба отражает реалии недавнего прошлого нашей страны.



В километре к югу от станции Заклинье находится древнее городище, основанное, как считают археологи, в I-ом тысячелетии нашей эры. Укрепление расположено на правом, северном, берегу реки Черная, берущей свое начало в крупном верховом болоте Гладкий мох. Более ста лет тому назад при строительстве железнодорожного пути это укрепление было сильно разрушено.



Вид на остатки средневековых укреплений с севера, со стороны ст. Заклинье



Речка Черная, вид с правого берега с высоты железнодорожной насыпи.



Вид на остатки средневековых укреплений с юга. Слева видно продолжение древней земляной насыпи большей оставшейся части на правой стороне от железнодорожного пути.



Земляной вал средневекового укрепления возведен на правом берегу реки так, что между ним и рекой остается предполье.

Каким было городище и как оно было расположено относительно  вала укрепления судить трудно. Однако особенности расположения остатков древнего поселения позволяют предположить, что угроза его жителям шла с юга - со стороны новгородских земель. Вероятно это городище было основано каким-то прибалтийско-финским племенем (корела, ижора или водь). Косвенно на это указывает следующий факт.  В пятнадцати километрах севернее этого места находится ж/д станция Тарковичи рядом с посёлком Торковичи, расположенном на правом берегу разлива реки Оредеж - озера Антоново. В современном карельском языке слово tarkastus означает - осмотр (досмотр, контроль, проверка). Можно предположить, что в этом месте на правом, северном берегу Оредежи располагалась  крупное приграничное поселение племени корела, а укреплние у современной ст. Заклинье было его форпостом.

Любопытно, что в полутора километров на восток  от древнего городища находится деревня с названием Кострони. По-видимому кострони - производное от западно-европейского castrum (на латыне -  форт/укрепление). В современном французском слово construction -означает здание (строение). Вероятно название деревеньки каким-то образом связано со средневековым поселением.



Таплички на руинах усадебного дома и скотного двора

В деревне Кострони находится другой исторический памятник, причем охраняемый государством, - усадьба графа А.И.Малышева, точнее то, что осталось от барского дома, парка и скотного двора, построенных в начале прошлого века. Печальная ирония в том, что усадьба более или менее пережила годы революции 1917 года и немецкую оккупации в годы Великой Отечественной войны. После войны усадебный дом и скотный двор использовались, поддерживались в хорошем состоянии, хотя многое из былого великолепия было утрачено. А вот перестройка и постсоветское безвременье привело усадьбу в ужасающее состояние.



Руины скотного двора дают представление о том насколько добротны были постройки усадьбы.



Столетние липы парка - свидетели расцвета и упадка графской усадьбы



Современный вид некогда прекрасного графского дома. Внутри постройка выглядит еще ужаснее

Судьба графской усадьбы непосредственно связана с проходящий рядом железной дорогой. Лишь после того, как была построена железная дорога, земли около нее стали интенсивно обживаться не только простолюдинами, но и петербургской знатью. В советское время тенденция заселения и использование земель рядом с железной дорогой сохранялась до того, как «строители коммунизма» начали «приближать деревню к городу», ликвидируя небольшие сельские поселения, укрупняя колхозы и совхозы. После войны в Косторонях был колхоз и подсобное хозяйство воинской части, все поля возделывались, скотный двор использовался по назначению. Сейчас ничего подобного здесь нет, поля зарастают ивняком...

Последний гвоздь в гроб русской глубинки забил господин Якунин, окончательно разрушивший ориентированное на нужды всего народа Министерство железнодорожного транспорта, созданное Ф.Дзержинским  и Л.Кагоновичем. При отсутствии хороших автомобильных дорог и развитой системы пассажирских автомобильных перевозок, слабой автомобилизации сельского населения, в российской глубинке живут главным образом весьма состоятельные горожане, строящие  здесь свои добротные дачи, до которых они добираются на надежных и комфортных внедорожниках.

история, транспорт, путешествия

Previous post Next post
Up