В четверг слушал
"Золушку", почему-то не слишком известную в бывшем Союзе
Для простоты предлагаю запустить клип и читать дальше, поскольку музыкальный ряд в отличие от видеоряда будет соответствовать тексту:
Click to view
Фредерика фон Стаде с финальной арией в фильме 1981 г
Первое, что нужно знать,
либретто Джакопо Ферретти куда достовернее, чем сказка Перро: Золушка - дочь от первого брака, мать умерла, отчим ее третирует, принц меняется местами со слугой, чтобы узнать истинный характер людей, а под конец выясняется, что отчим плохо относился к Золушке, т.к. растратил ее наследство.
Теперь о тех, кто создал феерическое зрелище с потрясающей психологической подоплекой для театров Торонто, Хьюстона, Барселоны и Женевы -
творческом коллективе "Комедианты" из Барселоны. Если совсем конкретно, то основой груз тянули на себе режиссер Хуан Фонт и худохник-постановщик Хуан Жульен.
Для начала я узнал, что под
кринолинами носили специальные подушечки. Такой уровень внимания к деталям говорит о многом!
Кроме певцов, на сцене постоянно присутствовали 6 крыс:
выполнявших множество полезных функций и всячески развлекавших Золушку и зрителей, добавляя динамику в самые статичные сцены. Не могу не отметить прекрасную игру этих актеров - повадки животных (с крысами знаком плохо, зато хорошо с котами :)) были очень точно переданы
Помогают царскому наставнику предстать не в виде нищего, но во всем блеске
Собственно сама сцена толком не менялась, только очаг превращался в высоченную дверь, а все превращения совершались с помощью света, менявшего интерьеры волшебным образом (испанцы были фантастически хороши!).
Вычурные костюмы соответствовали действию и шикарно смотрелись на сцене - есть же не только ближний партер, но и бенуар, бельэтаж и прочие ярусы :)
Поскольку Россини сочинил оперу-буфф, то творческая группа не стесняла себя: вот так выглядел конь, на котором приехал переодетый принцем слуга:
Мало того, что можно возить в разном направлении, так еще и в дорожный трон превращается :)
Теперь о тех, кто сделал вечер праздником - о певцах :)
Элизабет ДеШонг и
Лоуренс Браунли Да-да, принц был негром :) Хороший тенор, хотя мощности не всегда хватало.
Донато ДиСтефано в роли отчима (дона Магнифико) играл и пел безукоризненно.
Однако самое интересное - партия Золушки - меццо, но с колоратурой. Причем ДеШонг явно меццо, колоратура же здорово украшает. Хотя по-началу было и непривычно такое слышать. Все три - большие звезды, но остальные певцы и хор звучали вполне достойно :)
Одна из самых интересных находок была оставлена режиссером на последнюю секунду:
Click to view
Как я понимаю, это исходный испанский вариант 2008 года. Пожалуйста, досмотрите его до конца. Не только ради колоратуры.
Режиссер подчеркнул насколько въелась в Золушку сервильность, она не может выйти от своего привычного состояния униженности даже после нескольких реплик принца, что он на ней женится.
Она не чувствует себя свободной, возможно, ее доброта - результат забитости.
Не менее четко режиссер обрисовал характер отчима Золушки - мелкого тирана, очень ограниченного и подлого.
Однако интересно, что наставник принца добивается тех же целей, что и отчим - он хочет играть большую роль, посредством влияния через будущую жену. И если дон Магнифико действует через своих дочерей, то Алидоро - через Золушку.
Правда, с учетом ее психопатологического желания заслужить любовь отчима, Алидоро может и "пролететь" :)
Теперь посмотрим на принца: в сказке Перро этого нет (там, кажется, не ясно, кто старше), а вот в опере он выбирает самую старшую из сестер. Да-да, Золушка старше остальных, она по сути должна считаться старой девой.
Вкупе с боязнью, что его обманут, им воспользуются, мы получаем картину крайне не уверенного в себе типа, брак с которым вряд ли может долго быть счастливым.
Я прошу прокрутить клип до 6 мин 50 сек.
Обратите внимание на то, как двигаются крысы - совершенно бесподобно :)
Не пропустите, как дверь превращается в камин...
И совершенно гениальное решение - праздничные конфетти превращаются в мусор, который Золушка метет в одиночестве. Welcome to the real world! :) Сказка должна закончиться пробуждением. Иначе жди бед в жизни :(
Потрясающий спектакль!