Уважаемый
doctorbolik поднял крайне сложную тему -
об отношении к Родине.
Я понимаю, что не для всех Родина сводится к России, но в широком культурном аспекте все мы, в русском сегменте ЖЖ присутствующие, укоренены в русском языке и русской же культуре.
Первый вопрос, на который нужно ответить, прост: имеет ли право человек гордиться своей принадлежностью к какой-либо этнической, национальной или языковой группе, коли никакой личной заслуги его в том нет?
Разумеется, всё зависит от человека: хочется гордиться - гордись, запретить никто не может.
Тогда скорректируем вопрос: есть ли основания для гордости?
Логически рассуждая, нет. С другой стороны, рассуждая психологически, приятнее принадлежать к команде победителей - это положительно влияет на самооценку, результативность, продуктивность и т.д.
Каждая группа стремится дать своим членам дополнительные психологические очки. Поскольку окружение уважаемого
doctorbolik , как и мое, в основном эмигрантское, мы наблюдаем более выраженную потребность в групповой идентификации, чем у живущих в России. Хотя бы в виду невозможности полностью слиться с коренными канадцами и итальянцами.
Лучше ли русская идентичность, чем корейская, кенийская или румынская? Однозначно - нет, но достижения у разных групп отличаются. И хотя личной мой вклад в достижения русского классического балета равен нулю, шансы бывшего россиянина что-то знать о балете выше, чем у среднего кенийца или корейца.
Национальные достижения, переведенные в психологическую плоскость сводятся к тому, о чем человек в принципе может знать больше, чем средний представитель другой группы. За что может себя хвалить.
К примеру, в отношении Второй Мировой бывшие россияне гордятся
а) обладанием тайным знанием о том, кто победил фашизм - западные-то думают, что победили они, но на самом деле мы знаем, что это были мы;
б) представительством тех, кто собственно эту победу и выковал - детьми, внуками и правнуками солдат Великой Отечественной.
При всём моем антикоммунистическом настрое, в музее авиации и космоса в Вашингтоне мне был приятен тот факт, что до 1986 г. по большинству показателей космической гонки СССР обгонял США. Безусловно, лично я для победы в гонке ничего не делал, но опосредованно - через родителей, - я имел хоть какое-то касательство к успехам одной из сторон.
Разумеется, если бы я работал на НАСА или какого-то его подрядчика, я, вероятно, гордился бы нынешними успехами США, в которых есть и мой вклад. Равно, если бы ставил балеты в Канаде :)
Еще один момент, помогающий "гордости", - лучшее, на уровне подходов, культурных кодов и вообще контекста, понимание одной из сторон.
Рассмотрим, уже упомянутый балет: воспитанный на образцах конца 19 века, толком не видевший современной хореографии человек будет лучше понимать классический балет с его четкими движениями и осмысленной хореографией. Бессюжетный балет 20 века будет казаться не просто сложнее и непривычнее, но ХУЖЕ! Отсюда заключение: "наше" - самое лучшее!
Поставить под сомнение величие (больше - значимость) привычного означает лишить человека какой бы то ни было психологической опоры, заставить учиться заново, потеряв годы и низойдя на более низкий уровень. Отсюда реакция "убью нафиг".
Очевидно, что существенная часть "поводов для гордости" - миф, самообольщение, недостаток знаний, что многие достижения СССР/России существовали только на бумаге или в воображении россиян.
Но не будем забывать, что точно также заметная часть "национальной гордости" любого другого народа - миф, выдумка, заблуждение.
Принадлежность к мифически успешной группе может компенсировать издержки социальной адаптации в новой стране: человек перестает ощущать себя неудачником, работающим за копейки, но превращается в представителя "народа-победителя".
Лонгитюдные наблюдения покажут, что интерес к российским проблемам и самоидентификации с россиянами резко падает по мере улучшения материального положения и нахождения себе ниши в Канаде/Италии/т.д. (отдельные исключения есть всегда и везде). При этом человек может смотреть в основном российское телевидение и читать преимущественно на русском, но для него Россия превращается в привычную и легкую языковую среду, а не страну, в которой живут его друзья и родственники.
Потом начинается этап активного отторжения. Напоминание о российских проблемах вызывает злость, неприязнь, которые человек не может скрыть, хотя русские СМИ могут оставаться основным источником информации, и друзей "аборигенов" может не быть вовсе.
Примерно тогда же человек начинает гордиться достижениями его новой "родины". Разумеется, его вклад в оные достижения ничуть не выше вклада в вышеупомянутые советские балет и космос.
Это как бы средний случай. Есть достаточно примеров того, как человек отказывался от групповой идентификации, обходился лишь личными достижениями, максимум - достижениями детей.
И тут мы приходим к еще более трудному вопросу: где граница того, что сделал сам, а в чем воспользовался случаем, помощью или руководством родителей, учителей, знакомых и т.д.? Обладай этот же самый человек иным культурным багажом, каковы были его достижения?
На эти вопросы однозначных ответов нет. И тем самым они, эти почти риторические вопросы, помогают увидеть аналогичную же многовариантность ответа на вопрос, есть ли основания для гордости просто по факту принадлежности к некоей группе.