В среду слушал моцартовскую оперу
в студенческом театре Королевской консерватории (ссылка на субботнее представление, где будет петь тот же состав).
Обложка диска с оперой
Созданная в честь коронации Леопольда II в 1791 г, опера оказалась предпоследней оперой композитора (последней начатой - "Волшебную флейту" гений начал писать раньше, но закончил только после премьеры "Милосердия Тита").
Оперная студия консерватории за летний семестр ставит одно произведение, в этом году благодаря спонсорским пожертвованиям, был представлен хор, камерный оркестр (все были ничего, только трубача следовало вышвырнуть), костюмы и декорации.
Проблема в том, что нормальной оперный сцены в консерватории нет (в отличие от близлежащего факультета музыки университета Торонто), потому режиссерам-постановщикам Джоэлю Кацу и Джейн Смили приходилось находить максимально простые решения. Вместе с художником Тимом Монтгомери им это удалось. Только следует предупредить, что нужно делать скидку на студенческий характер театра и скромность бюджета.
За отсутствием кастратов две "мужские" партии традиционно поют женщины
Либретто оперы - в определенной мере переделка трагедии Пьера Корнеля
"Цинна", только милосердие к заговорщикам проявляет не Октавий Цезарь Август, но Тит Флавий Веспасиан. Краткий пересказ сюжета есть
здесь.
Режиссер ввел в произведение еще одного персонажа - историка Светония, поясняющего происходящее. Во-первых, уж слишком верноподданическая опера, а во-вторых, перемещения и монологи помогали отвлечь внимание от смены декораций на сцене :)
Click to view
Сюзан Грэм в роли Секста в конце первого акта переживает по поводу якобы совершенного убийства Тита. Остальные персонажи тоже высказываются по данному поводу. Парижская национальная опера 2005
Во времена Просвещения считалось, что милосердие должно проявлять только тиранам. Поскольку Тит в начале своего правления воспринимался именно как тиран, то проявить "милость к падшим" было как бы обязательным. Зато сразу после этого он из деспотов перешел в категорию героев-благодетелей.
Это, кстати, должно было сказаться на восприятии Николая I, т.к. в России те же самые идеалы в 1825-26 годах сохранялись в обществе.
Лаура МакАльпин в роли Секста была отменно хороша. С поправкой на ее скромный сценический опыт. Ей бы поучиться после Королевской консерватории где-нибудь в Европе! Вообще роль Секста крайне выигрышная, ибо пассивно-послушный с Вителлией, он куда более деятелен, инициативен и смел в одиночку или в других дуэтах, что делает характер выпуклым, ярким, интересным за счет разных по эмоциональному наполнению партий.
Сильный голос Дейрдры Фултон (Вителлия) не был в достаточной мере выразителен. Или режиссер не смог объяснить ей задачу и сложность роли. Опять же, нельзя судить студентов столь же строго, как опытных музыкантов.
Остальные исполнители обладали приятными голосами, не уровень Канадской оперы, но вполне ничего :)
Click to view
Любовный дуэт Аннио и Сервилии из снимавшегося в Италии фильма 1980 г. реж. Жан-Пьера Поннеля (Венский Филармонический под управлением Курта Ливайна)
Я бы не сказал, что "Милосердие Тита" - один из моцартовских шедевров, но опера неплоха. Студенческую постановку я рекомедую. За час до спектакля можно купить билеты по 10$, но только лично, т.е. 1 билет в руки. И в субботу так рисковать не стоит - билеты и так относительно дешевы. :)
Тем же жителям Большого Торонто, кто не сможет сегодня-завтра послушать оперу, напоминаю, что в ближайшем сезоне ее ставит Опера-Ателье с фантастическим мужским сопрано Майклом Маниачи (Секст) и великолепной Мишей Бругергосман (Вителлия) :)