"Смотреть на тясяку - то же самое, что смотреть на человеческое лицо. Если на чайную ложку Рикю не смотреть с таким вниманием, чтобы возникло ощущение встречи с самим Рикю, то оценить тясяку невозможно."
один из учеников Доана, сына Рикю
1.
Мы учились делать тясяку - ложечку для чая в чайном действе. Полина была нашим учителем. Функциональная и эстетическая роль тясяку очень велика в чайном действе. Тясяку накладывают чай из чайницы (тяирэ) в чашу, а также тясяку входит в набор предметов для хайкена - тщательного осмотра, любования и обсуждения. Среди чайных мастеров существовал обычай изготовлять тясяку самостоятельно.
Тясяку Сэн Рикю отличает напряженность и острота линий. Тясяку Фурута Орибе - прямая, без утолщения, и массивная головка-черпак. Сэта Камон делал тясяку резкими ударами ножа, под утолщением делал четкую V-выемку, перед черпаком делал резкий изгиб. Ложки Сэта Камона показывают силу их создателя, однако в отличиет от Рикю и Орибе, это сила упрямства, настойчивости.
И да, каждой тясяку мастера давали поэтическое имя. Сегодня и мы были как настоящие мастера :-)
2. Необходимые инструменты.
3. Предварительно замоченный в течении 6 часов и вываренный Полиной бамбук. Вообще, выбор бамбуковой заготовки самый ответственный. Именно на этом этапе мастер, как художник, уже видит будущую тясяку.
4. Важна правильная ориентировка бамбука. Почка всегда смотрит вверх тясяку, как растет в природе.
5. Намечаем карандашем где будет изгиб ложечки и срезаем ребра жесткости ножем.
6. Ученики вглядываются внутрь бамбука, чтобы увидеть свою тясяку. Пока еще спрятанную)
7. Не брать нож, пока в бамбуке не увидим тясяку!
8. Увидела :-)
9.
10. Готовим плоскогубцы для изгибания бамбука.
11. Изгиб ложечки рождается от огня свечи и мягкого усилия. Мягкого -потому что если нажать посильнее, бамбук треснет, если нажимать совсем легко - не изогнется. Именно тут хорошо виден характер мастера.
12. "Гнем" свою линию.
13. Судя по изгибу, хараткер Олены-сан будет покруче моего :-))
14. Я побоялась гнуть больше, увидела намечающуюся трещину в бамбуке.
15. После изгиба черпачка приступаем к форме.
16. Форма оформилась.
17. Подглядываю за работой Кости.
18. Злата Борисовна, как настоящий боец гнет бамбук над огнем голыми руками.
19. Работа кипит.
20. Начинаю грубую шлифовку. Цель грубой шлифовки добиться плавильной толшины, обтекаемой обратной стороны и исправить мелкие недочеты формы, которые остались после ножа.
21. Костина тясяку идет через лыжу ))
22.
23. Шлифуем.
24.
25.
26. Я приступаю к полировке.
27. Полина.
28. Константин похоже задумался над поэтическим именем для своей тясяку.
29. Украинский цех по изготовлению японской традиционной утвари ))
30.
31 Моя тясяку готова.
32. Есть около 10 точек фокусировки взгляда для тясяку.
33. Тясяку Полины.
34. Одна из важных точек фокусировки - торец тясяку. Правильно, если он аккуратно округлый.
35. Тясяки нашегой цеха группы. При одном и том же бамбуке вышел даже разный цвет.
36. Торцы.
37. Угадайте, где моя тясяку с поэтическим именем - розовый весенний вечер? :-)
Всем спасибо за компанию, а Полине за урок!