Feb 13, 2013 19:03
"Давай пройдемся и поговорим." Давай, только сначала скажи, кто ты? Кто такой этот "я" в рассказе? Вначале кажется, что "я" - это автор. Всё сходится: бродит по мостам, ищет ответы на бесчисленные городские загадки. Любит бескорыстно подслушивать случайных прохожих - а кто не любит? Отличненько. Рассказчик наблюдает за двумя девочками, а мы наблюдаем за всей троицей, и ждём когда он ( кто бы он ни был - автор, переодетый король, мальчик сбежавший с урока, или фавн), выскочит и скажет: "Б-у-у-у! " В ожидании этог "Б-у-у-у" мы прислушиваемся к разговору девочек. Разговор про игры с городом, игры в город. Об этом можно писать всю жизнь. А уж на рассказ хватит с лихвой, и вдруг.... И, главное, как это произошло?
Мы ведь тоже играли, пока читали. Играли во взрослого дядю - рецензента и читали эдак бдительно, сквозь очочки, в уверенности, что читаем САМИ. Ну, в смысле, сами, как взрослые. И вот мы САМИ дочитали до фразы
"Иногда, на втором часу тренировки, мне уже бывало все равно, бегу я или нет, и сколько я пробежала. И вот тогда у меня появлялось... что-то вроде чувства, что меня нет. Вообще нет, нигде. В голове - ни одной мысли, только сердце бьется даже в ушах. И мир, он как будто смещается. Становится немного размытым, как в летнем мареве, знаешь?"
И мы поправили свои очочки, сказали "Хм! Этих слов мы не ожидали!" И тут же увидели: "Этих слов я не ожидал" И тут наконец, мы понимаем, что нифига мы сами не читали, а всё это время нас крепко держали за руку и куда-то уверенно вели. А чтобы не хныкали, нас отвлекали разными штуковинами. "Смотри-фонари! Смотри-ка - башня!" А мы уши развесили, семеним в своих валенках. Варежки на резинках болтаются, и сопли в носу... И вдруг, вместо уютной европейской брусчатки - воздушная яма... Та самая в которую всегда мечтаешь попасть, да разве-ж пустят? И тут логично было бы ещё больше заинтересоваться, кто же он, этот рассказчик? Но внимание уже переключилось на рыжую девочку. Мы не пропускаем, ни единого её слова. Понимаем, что тут происходит что-то настолько интересное, что надо бы внимательно перечитать, что говорила чёрненькая.
Девочки сидящие рядом, мы это знаем, существуют для того, чтобы их сравнивать. И дело тут не в том, кто из них чёрная, а кто рыжая, а в том, кто "правильная". Мы каждую неделю смотрим "В гостях у сказки" и неплохо поднаторели. Если девочка никогда не скучает, и затейница-рукодельница, - значит она хорошая. А та, что ни то, ни сё, она может и не плохая, а просто никчемная. А вот появится здесь какой-нибудь Морозко. Застудит реку. И тогда уж исскуство сшивать куртку из всего что попадётся, и вплетать в сказки бусины, станет бесценным. А умеет это только чёрненькая. И тут автору нас не запутать. Пусть хоть сто раз скажет "ведьма"- гнилушками не запахнет. Ну и ясно кому в итоге достанутся подснежники, жемчуга, и собачьи упряжки.
Но рыжая девочка всё изменила своими словами. Перевёртыш очень явный и безжалостный, в лучшем смысле этого слова. Потому что тут - не соревнование "А ну ка девушки", кто лучше или нужнее. Тут всё жёстче. Вопрос об иерархии, и никакого "победила дружба" тут не может быть. И никакого иньяня (одно невозможно без другого)- тоже. Вопрос стоит, кто здесь госпожа, а кто служанка. Чёрненькая говорит, что даже когда идёт никуда, - всё равно получается - куда-то. Такая вот хлопотунья. Молодец, чёрненькая, вовремя научилась шить, и материализовывать необходимые торговые точки в удобных местах. Потому что это пригодится рыжей. Потому что рыжая УМЕЕТ бежать никуда. Потому что в данном случае "никуда" - это к Богу. Умеет и возвращаться оттуда, как положено, с пустыми руками. Только так и награждают по-царски. Никаких мехов и жемчугов, и ни единого подснежника.
Остаётся лишь один вопрос, кто рассказчик? По-моему, было бы круто, если бы он и оказался рассказчиком - Бог. Но похоже, что это всё-таки некая духовная сущность, без определённого места жительства. Что-ж, не худшая компания для прогулки к разрушенному мосту.
пятнашки,
пятнашки-3,
разбор