фрагмент

Feb 22, 2024 05:02


Большинство учёных Сообщества Девяноста Иллюзий, отдавая должное роли сновидений в формировании личности и судьбы, всё же склонны считать их менее значительными событиями, чем пережитые наяву. И люди обычно относятся к снам просто как к дополнительным развлечениям, о которых можно с лёгким сердцем забыть поутру. Однако Ший Корай Аранах уверен, что между явью и сновидениями особой разницы нет: всё, что происходит с твоим сознанием, с ним происходит, точка. Не имеет значения, как, при каких обстоятельствах, где. Неудивительно, что он относится к снам гораздо серьёзней, чем принято. Не просто смотрит их как кино, а старается сохранять ясный ум, связность мыслей и память, оставаться во сне собой. Это не всегда получается, но в последнее время всё чаще. Великое дело - опыт, накопленный за долгую жизнь.
Поэтому, увидев во сне здоровенного, в два человеческих роста огненно-рыжего лиса с крыльями за спиной, Ший Корай Аранах, не просыпаясь, вспомнил, что это за существо. Так выглядят д-гоххи, представители цивилизации ЭЙ-12, обитатели потусторонней реальности, которую называют Хой-Брохх, «Мир Четвёртой Радости» в переводе с тамошнего языка. В Сообществе Девяноста Иллюзий Хой-Брохх известен в первую очередь тем, что именно с их любовных романов когда-то началось книгоиздательство (профессор Перемещений Тио Орли Ай притащил пару книжек из отпуска, перевёл развлечения ради, показал знакомым, и понеслось).
Что означает появление крылатого лиса в его сновидении, Ший Корай Аранах тоже вспомнил, и ему стало очень смешно, потому что с точки зрения д-гоххи присниться кому-то другому - это высшее проявление сердечной привязанности и одновременно сам акт любви. От смеха Ший Корай Аранах чуть не проснулся. Но привычным усилием воли удержался во сне. Потому что, во-первых, это было одно из самых удивительных приключений, какие случались с ним в сновидениях. Да и не только с ним! Д-гоххи - ребята скромные и деликатные, они и друг другу-то снятся только после долгих ухаживаний, многократно заручившись согласием, не то что чужим. А во-вторых, проснуться в такой ситуации было бы просто жестоко. Бедняга, чего доброго, почувствует себя неуместным, отверженным и загрустит. Поэтому, - сообразил Ший Корай Аранах, - надо поступать, как герои хой-броххских любовных романов: говорить комплименты. Согласно тамошним правилам этикета, того, кто тебе приснился, даже если сделал это без спроса, обязательно надо сперва похвалить, а уже потом разбираться, какого чёрта он себе позволяет, и как после этого жить.
- Ты очень прекрасный, - сказал он крылатому лису. - Как цветущие над морем черешневые сады.
(Может показаться, что Ший Корай Аранах подобрал слишком банальное сравнение. Но уж какое смог! Вы вообще когда-нибудь пробовали говорить комплименты во сне?)
- Это да, - легко согласился лис. - Единственное оправдание моей непростительной бесцеремонности, что ты насладишься созерцанием моей красоты.
(Лис из сна Ший Корай Аранаха не был самодовольным придурком. И в его интонации не угадывался сарказм. Просто все уроженцы Хой-Брохха считают, что красивее их нет существ во Вселенной. Даже их самоназвание «д-гоххи» переводится как «прекрасные». Причём, положа руку на сердце, они скорее правы, чем нет.)
- Но на самом деле это не бесцеремонность, - добавил крылатый лис. - Прежде, чем родиться в Хой-Броххе, я был человеком из Лейна. Этого человека ты бы с радостью согласился увидеть во сне.
Вообще-то Ший Корай Аранах с радостью согласился бы увидеть во сне кого угодно, включая толпу разумных (умеренно) копских гигантских синеглазых червей. Это же только с точки зрения д-гоххи общее сновидение - небывалый разврат. Но это он объяснять не стал. Какие могут быть объяснения, когда ты спишь, видишь во сне крылатого лиса д-гоххи, и постепенно (наверное, кажется, может быть) начинаешь догадываться, кто он.
Лис истолковал его молчание по-своему и сказал:
- Тебе же наверное трудно разговаривать в сновидении. Этому с детства надо учиться, а вас не учат, я помню. Ты и так молодец, что до сих пор не проснулся. А когда проснёшься, не забудешь свой сон. Я на это твёрдо рассчитываю. Всё-таки ты это ты! Посмотри на меня внимательно.
Он поднял вверх правую - руку? переднюю лапу? Что-то среднее между тем и другим. Д-гоххи хоть и лисицы с крыльями, но телосложение у них скорее антропоморфное. По крайней мере они, когда не летают, ходят на задних лапах, уменьшая нагрузку лёгкими взмахами крыльев, а передними орудуют примерно как люди руками. Ремесленники из них, по отзывам очевидцев, так себе, зато кулинары отличные. И писать они научились. И издавать написанные романы. И даже обложки к ним рисовать.
На лапе-руке было что-то вроде ярко-зелёной повязки, или перчатки-митенки, Ший Корай Аранах толком не мог разглядеть.
- Зелёный браслет, - сказал лис. - Это важно. Такого больше ни у кого нет. У нас не принято украшать себя тканями и драгоценностями, мы и без них ослепительно хороши. Но я буду носить этот браслет, не снимая, как знак отличия от всех остальных. Ты же знаешь, как мы путешествуем. Найди художника. Только настоящего, вдохновенного! И попроси. Пусть нарисует д-гоххи с зелёным браслетом. Если художник справится, мы скоро увидимся наяву.

***

- Мы увидимся наяву, - повторил Ший Корай Аранах и только потом проснулся. На всякий случай (ну мало ли, вдруг знаменитый философ Габи Шу Эритана не ошибся, предполагая, что в сновидениях можно болтать просто так, впустую и даже намеренно врать) ещё раз сказал: - Мы обязательно увидимся наяву.
Пока варил кофе, старался не думать. Ни об удивительном сне, ни о крылатом лисе, ни о давным-давно сгинувшем друге, вообще ни о ком, ни о чём. Только следить за кофе (и краем глаза за пёстрой кошкой, в ожидании завтрака разлёгшейся на кухонном столе).
- Ай, да о чём тут думать, - вслух сказал Ший Корай Аранах кошке Бусене (своему Состоянию, Образу Жизни и Положению Дел), когда они уселись на тёплом от солнца крыльце, человек - с кружкой крепкого чёрного кофе, а кошка - с полной миской мелких озёрных креветок, подарком друзей-рыбаков.
- И так же понятно, - добавил он, сладко зевая. - Особенно про художника. Знаем мы с тобой одного! А что он опять где-то шляется, так у меня ты в заложниках. Куда он от нас с тобой денется. Скоро придёт.

***

- Я вообще не понял, как так получилось, - сказал Анн Хари, выгружая из рюкзака вино из несбывшейся версии ТХ-19, упаковку кошачьих консервов из сбывшейся и купленный в центре Лейна новомодный оранжевый шоколад. - Собирался сидеть в ТХ-19 декаду, как минимум. Но почему-то подорвался домой, как укушенный всего через два дня. Главное теперь - не встретить на улице Ашу Кайлари. Неловко получится.
- Как ты с ней ухитрился поссориться?
- Никак. Мы не ссорились. Наоборот, отлично поговорили. Я ей книгу пообещал. Нашёл в несбывшемся Вильнюсе очень странный роман. Который начинается как детектив, продолжается как мистерия, а заканчивается... нет, всё, молчу, ты же будешь его читать. Короче, для А-∆онри - идеальное попадание. И теперь она ждёт.
- Так а почему не принёс? - удивился Ший Корай Аранах. - Не поместилась в рюкзак?
- Да уж как-нибудь поместилась бы, - усмехнулся Анн Хари. - Просто книга осталась в моём несбывшемся доме. Лежит там - нигде, никогда. Что само по себе не проблема. То есть, нигде-никогда для меня теперь не проблема! Кто бы мне год назад такое сказал. Но если бы я пошёл за книгой, домой вернулся бы, в лучшем случае, завтра. Два Перехода за день для меня перебор. А мне натурально приспичило. Срочно! Причём без какой-то конкретной причины. Это, что ли, вы с Бусиной так соскучились без меня?
- Извини, - вздохнул Ший Корай Аранах. - Я сказал кошке, что ты скоро вернёшься. Само как-то вырвалось. Просто как констатация факта. Я имел в виду, что это случится не когда-нибудь через несколько лет, а буквально на днях. Но получилось как получилось. Форменное насилие. Ты так рванул домой, что даже книгу не взял!
- Да ладно, - великодушно отмахнулся Анн Хари. - Ты сказал, не подумав, я примчался, бывает. За то, что мне есть куда и к кому возвращаться - вообще не цена.
- Раньше ты бы страшно взбесился, - улыбнулся Ший Корай Аранах.
- Ух, я бы да! - рассмеялся Анн Хари. - Устроил бы дикий скандал.
- И правильно сделал бы. Нехорошо силой слова гонять друга туда-сюда. Но ладно, что сделано, сделано. А ты мне действительно срочно нужен. У меня для тебя есть заказ.
- Заказ? Принести тебе ещё несбывшихся книжек? Ты так быстро всё прочитал?
- Даже толком не начал. Мой заказ для художника. Не для Ловца.
- Но дома-то я не художник, - напомнил ему Анн Хари. - Художник я в ТХ-19. Причём только в той её версии, которая не сбылась.
- Да, я знаю, - кивнул Ший Корай Аранах. - Ты с собой договорился, что там ты - художник, а тут - Ловец книг. Может, кстати, правильно сделал. Понятия не имею. Неизвестно, как бы я сам выкручивался, окажись у меня две судьбы.
- Вот именно. Только не добавляй, пожалуйста: «Но на самом деле, в любых обстоятельствах ты - целиком весь ты». Сам знаю. Но мне пока проще так.
- Спорить не стану. Но сделай, пожалуйста, исключение. Для меня. Один раз. Мне очень надо, чтобы ты нарисовал д-гоххи. И лучше бы поскорее. Но я не буду стоять над душой и тебя подгонять.
- Д-гоххи? Нарисовать? - опешил Анн Хари. - Тебе очень надо?
- Больше всего на свете.
- Ну слушай. Умеешь ты удивить!
- Ты же знаешь, как они путешествуют в другие реальности?
- В общих чертах. То ли мне рассказали, то ли я где-то сам прочитал, как д-гоххи однажды вышел из своего портрета прямо в Эль-Ютоканском музее. И всех сразил наповал.
- Вот именно. Д-гоххи, прямо скажем, не мастера Перехода. По нашим меркам, они в этом деле не смыслят вообще ни черта. Но на самом деле ещё как смыслят. Они попадают в другие реальности через собственные изображения. Это, конечно, редко случается. Надо, чтобы в потусторонней реальности кто-нибудь нарисовал крылатого лиса. Причём вдохновенный художник. Обычный ремесленик не годится. Я бы не стал тебя дёргать, но мне очень надо. И больше некого попросить.
- Но я не... - начал было Анн Хари, но махнул рукой, рассмеялся: - Чёрт с тобой, ладно, попробую. Но не особо рассчитывай на успех. До сих пор из моих рисунков никто никогда не выскакивал.
- Так это потому что ты никогда не рисовал крылатых лисиц.
- Чего не было, того не было.
- А через свои портреты только д-гоххи и путешествуют. Других таких затейников во Вселенной вроде бы нет.
- Я попробую, - повторил Анн Хари. - Но чур с тебя кофе, пирог, в идеале, со сливами, краски и холст. И нормальное, анатомически достоверное изображение. Я в общих чертах представляю, как выглядят д-гоххи. Но какие-то детали могу упустить.
- Купим Энциклопедию потусторонних реальностей, - пообещал Ший Корай Аранах. - Я слышал, в последнем переиздании иллюстрации зашибись.
- Да, их все хвалят, - согласился Анн Хари. - Ну хоть какая-то польза от твоей безумной затеи. Я эту энциклопедию давно собирался купить.
- И самое главное. У д-гоххи, которого ты нарисуешь, на правой руке, или лапе должно быть что-то вроде яркой зелёной повязки. Впрочем, он сам называл эту штуку словом «браслет».
- Это важно?
- Ещё бы! Без этой особой приметы к нам из рисунка первый попавшийся д-гоххи заявится. Кому повезёт. У них путешествия в другие реальности - что-то вроде лотереи. И каждый с детства мечтает случайно выиграть этот приз.
- А из портрета с зелёной повязкой выйдет конкретный?
- Да. По идее, он там сейчас во всём мире такой один. Д-гоххи никаких украшений принципиально не носят, потому что и так чересчур прекрасные, ещё добавлять - только портить. Он хорошо придумал. Он вообще молодец.
- А кто он? - спросил Анн Хари. - Почему тебе так припекло? Или это тайна?
- Не то чтобы именно тайна. Просто я пока сам толком не знаю. Ну или знаю, но не очень-то верю. Только надеюсь, что прав. Ты не рассердишься, если я не отвечу? Когда сам пойму, расскажу.
- Попробую рассердиться, - усмехнулся Анн Хари. - Вдруг получится. Было бы здорово. Целую вечность на тебя не орал.

Это внеочередной текст. Тут снова сработала Чудина тема "это был сон и не сон одновременно: сон про то, как он проснулся, встал и вышел из дома, не сон про то, кого он встретил по дороге и о чём с ними говорил" - на этот раз вся целиком. И немножко тема Сапа для Кэти "Логика нашей лотереи".

ловцы книг, пятнашки, вне очереди, пятнашки-37

Previous post Next post
Up