Как-то Учитель с учеником шли проселочной дорогой. Видят - навстречу им идет, чертыхаясь, человек, весь взбудораженный, чуть не плачет.
- Что случилось, друг мой? - спрашивает Учитель.
- Да меня только что какой-то негодяй оскорбил последними словами и причем зазря! Что я ему такого сделал?
- Он не мог тебя оскорбить, - ответил Учитель.
- Как же не мог, если оскорбил? - удивился прохожий. - Ты ведь его даже не знаешь, да и меня видишь впервые. Как ты можешь такое утверждать?
Учитель отошел на несколько шагов, высматривая что-то на земле, потом нагнулся, поднял что-то и подошел к человеку, протянув найденное в зажатом кулаке:
- Возьми, это тебе обязательно поможет.
Тот машинально взял предложенное, но, увидев, что это жук, испугался и выбросил насекомое.
- Что это значит? - возмутился прохожий.
- Извини, друг, я не хотел тебя испугать. Но вот у моего ученика точно есть то, что тебе нужно.
И, обратившись к ученику, сказал:
- Дай этому достойному господину то, что мы нашли, когда отдыхали в саду.
- Что это? - насторожился прохожий. - Если еще какая-то гадость, я не возьму!
Ученик развязал котомку и достал яблоко. Прохожий озадаченно посмотрел на красивый и сочный плод и, убедившись, что никакого подвоха нет, поблагодарил, но брать не стал.
- Почему же ты не берешь? - поинтересовался Учитель? - А жука взял?
- Жука я взял непроизвольно. Я ведь не знал, что ты мне даешь! А яблоко мне просто не нужно.
- Вот так и в жизни: часто мы принимаем то, что нам не нужно и даже противно, просто так, не задумываясь. Нам дают - мы берем. Но между “давать” и “дать” есть существенная разница. Я могу что-то тебе давать, но пока ты это не примешь, мое действие останется не совершенным: я даю - ты не берешь. Но если я тебе даю, и ты это принимаешь - мое действие становится совершенным: я дал - ты взял. Я не могу дать что-то, пока ты это “что-то” не примешь! Я могу давать, но “дать” - это действие, зависящее от нас обоих - в равной мере. Если кто-то оскорбляет тебя, ты имеешь выбор: принять его оскорбления (чаще всего мы это делаем не задумываясь) и обидеться либо просто не принимать их, осознавая, что это тебе не нужно. Вот почему я и сказал, что тот человек не мог тебя оскорбить - он тебя оскорблял, но ты “помог” ему оскорбить себя, приняв обидные слова!
Независимо от того, по какой причине вас оскорбили, лучше всего не обращать на оскорбление внимания - ведь глупость редко бывает достойна возмущения, а злобу лучше всего наказывать пренебрежением. (Самюэл Джонсон)
Вывод из сего простой. Не оскорбляйтесь, да не оскорбимы будете.
Прежде всего, не стоит понимать оскорбление буквально и принимать каждое слово на свой счет. Если у вашего обидчика неважное настроение или он плохо воспитан, это не значит, что виноваты в этом вы.
Человеку, чтобы научиться правильно реагировать на оскорбления, важно знать, что тот, кто брызжет слюной и ведет себя неадекватно, направо и налево разбрасывая грязные слова, сам является жертвой. Жертвой своего взбалмошного характера. Обычно, люди, нападающие на окружающих и унижающие их, слабы. Они не в силах справиться с негативными эмоциями и поэтому выплескивают их на других. Как правило, их тоже кто-то обидел, и не в силах сами совладать с переполняющей их горечью, они таким образом ее «сливают» (часто люди оскорбляют и хамят из чувства зависти).
Как правильно ответить на оскорбление, учитывая тип критики?
Прежде чем ответить на оскорбление, быстро проанализируйте сказанное.
И если это больше похоже на конструктивную критику (оскорбление, по сути, не имеет ничего общего с тем, что мы из себя представляем), сразу признайте свою неправоту, начните с «Да»: «Да, вы абсолютно правы». Если вы сомневаетесь в причинах нападок и не знаете, как ответить на колкость и замечание в свой адрес, задайте уточняющий вопрос. Например, если дело не касается ваших реальных упущений или промахов, а произнесенная вашим оппонентом гневная тирада имеет целью принизить вас и оскорбить, то фраза - «У вас есть конкретное предложение?», поставит его в тупик. Адекватный же человек, даже в случае резкого высказывания, обоснует свое мнение и предложит другие варианты.
Если вы согласны, пусть с неприятной, но со справедливой критикой - не извиняйтесь без особой необходимости. Просто согласитесь, постоянно извиняющиеся люди выглядят не уверенными в себе.
В случае, если оскорбление или обвинение справедливо только отчасти, признайте его частично. Например, вам говорят, что вы вечно опаздываете (на оскорбление это вряд ли похоже, но если это будет сказано в грубой и агрессивной форме, да еще и публично - кто-то может посчитать это таковым). Достойным ответом будет что-то вроде: «Да, сегодня я опоздал». Если вам указывают, что в вашем тексте есть большое количество ошибок (а они там действительно есть!) - признайте это, скажите "Да, я допустил эти ошибки, впредь буду придерживаться правильного написания". Если вам говорят, что вы неаккуратно одеваетесь (а это факт даже для вас) - согласитесь, и скажите, что в дальнейшем будете тщательнее следить за собой.
На полностью несправедливое оскорбление можно ответить контрвопросом, задаваемым по существу хамства. Они могут быть нескольких видов:
1)Уточняющие вопросы, такие как: «Почему вы так считаете?», «Что конкретно вы имеете в виду?», «Почему лично вас это интересует?», «Что вы хотели этим сказать?» и т.д., редко, но дают результат. Если человек начнет на них отвечать, то незаметно загонит себя в тупик. Впрочем, рассчитывать на это не стоит (хотя попробовать можно), после уточняющих вопросов оскорбляющий, как правило, не успокаивается (также использует несправедливый тип критики, не обосновывая свое хамство) и отвечает что-то вроде: «А вы сами не догадываетесь?» или «Я имею в виду, что вы бездельник и бездарь». Стоит набраться терпения, конечно если вы хотите ответить на оскорбление культурно, и продолжить спокойно спрашивать дальше.
2)Фактические вопросы - это призыв озвучить факты и привести примеры: «Имена, явки, пароли?», «Будьте добры назвать факты», «Приведите пример» и т.д. Если и на эти вопросы ваш очернитель отвечает общими фразами: «Примеров и фактов можно привести множество…», «Вы и сами все прекрасно понимаете…» и т.п., - продолжайте «пытать» его дальше или прекратите диалог фразой, мол, вам даже сказать по сути нечего.
3)Альтернативные вопросы помогут обидчику сформулировать конкретные претензии и сказать, чем он в действительности недоволен: «Может, вас не устраивает моя непунктуальность или то, как я одеваюсь и выгляжу? Может вам не нравится, как я общаюсь с людьми, или же как я провожу деловые встречи или мастер-классы?». Здесь, пожалуй, вы услышите конкретный ответ, если конечно оппоненту и правда есть, что вам предъявить. Если есть, то действуйте по вышеописанной схеме.
4)Опустошающие вопросы: «Вас не устраивает то, как я работаю, как я выгляжу, как общаюсь. Что еще вас во мне не устраивает?», - задаются для того, чтобы ваш критик или оскорбляющий вас человек высказал все, и как можно дольше вас не трогал.
Вероятно, наводящие вопросы, которые вы зададите спокойным тоном, вызовут у критика изумление и даже возмущение. Это нормально и значит, что он ощущает ваше преимущество в данной ситуации. Он привык, когда перед ним оправдываются или покорно молчат.
В большинстве случаев отвечать на оскорбления лучше не то чтобы вежливо и культурно, но как минимум спокойно и с чувством собственного достоинства. В некоторых же ситуациях (например, в случае троллинга) лучшим ответом будет абсолютное игнорирование обидчика.
Если вы по натуре спокойный и воспитанный человек, то культурно отвечать на оскорбление прирожденному хаму достаточно сложно и чаще всего бессмысленно. Вы заведомо проигравший, потому что начинаете играть на чужой площадке и по чужим правилам. Вы должны оставаться в своем поле. Если вы можете спокойно и аргументировано ответить, то ответьте, но другая проблема - у хама рецепторы, воспринимающие ваши аргументы, не работают. Поэтому лучше всего развернуться и уйти. Это самый простой вариант отреагировать на оскорбление.
Часто, отвечая на критику, люди допускают грубую ошибку - они начинают оправдываться: нет, я не такой, вы несправедливы ко мне, я не виноват… Оправдания ставят вас в позицию униженного - это, во-первых. Во-вторых, они не интересны и не нужны, как правило, их даже не слушают. Согласитесь, глупо оправдываться перед человеком, для которого сказать какую-нибудь колкость или оскорбить - желание сыграть на эмоциях, способ самоутверждения (в этой ситуации можно спросить - «Ну что, самоутвердился за мой счёт?») либо желание выделиться. Поэтому, выслушивая оскорбления, всегда пытайтесь понять, почему вас хотят оскорбить.
Порой не обязательно отвечать на оскорбление, достаточно бывает просто неагрессивно или даже дружелюбно переспросить человека, о том, что он сказал. Притворитесь, что вы не услышали или, задумавшись, попросту не обратили на его высказывание внимания. Только откровенное хамло станет повторять оскорбление.
Если вы все таки решили ответить обидчику, и неважно требует ли этого ситуация или вам просто этого захотелось, не стоит бросаться на противника с возражениями напрямую.
Будьте хладнокровны, глушите обвинения и оскорбления меткими и остроумными ответами, но только после того как полностью выслушаете все нападки в свой адрес. Во-первых, у вас будет время подумать и найти острое словечко, а во-вторых, вы сможете умерить пыл и сохранить трезвость мысли. А если это ситуация, когда ваш оскорбитель действует на эмоциях (т.е. это не спланированная и тщательная продуманная атака), вы сможете предоставить ему возможность дискредитировать себя по полной.
На некоторые выпады можно отвечать юмором. Когда оскорбление вроде как и не оскорбление вовсе, а так, безобидная издевка, или когда надо ответить и разрядить обстановку, не испортив при этом отношения - шутка вполне уместна. У этого приема есть и еще один плюс. Он убережет вас от дальнейших оскорблений и нападок человека, который получает удовольствие, видя как его жертва, испытывают злобу или какие-нибудь другие негативные эмоции. Ведь если на его выпады вы реагируете с улыбкой, следовательно, вам все равно, и вы даже и не думаете злиться, обижаться или ругаться. Юмор уймет грубияна, введя его в ступор. И он словно энергетический вампир направится на поиски новой жертвы.
Не стоит шутить, если оскорбления серьезные, задевающие вашу честь и достоинство. Иначе и обидчик, и окружающие решат, что о вас можно смело «вытирать ноги».