ДАНИЛА ШЕПОВАЛЬНИКОВ,
обозреватель журнала "Стандарт"
© ComNews Завершившийся в выходные мировой чемпионат по самому популярному среди землян виду спорта стал экстремальной проверкой на прочность для вещателей и связистов. Первые тестовые 3D-каналы в купе с бесчисленным количеством трансляций высокой четкости превратили наземные и спутниковые сети в одну сплошную вувузелу, которая в течение месяца исторгала потоки "тяжелого" трафика, утопившего весь мир в футболе. На фоне всеобщего ажиотажа невозможно было не заметить пассивность отечественных операторов мобильного ТВ, оказавшихся на время главного футбольного пиршества планеты фактически "вне игры".
Еще задолго до начала чемпионата вездесущие аналитики предсказывали, что нынешнее мировое первенство по футболу станет лебединой песней для мобильных операторов связи. Мол, абоненты по всему миру уже распробовали мобильное ТВ и обязательно попытаются использовать его для того, чтобы противостоять плотному графику чемпионата. В период группового турнира в день транслировалось по три, а то и по четыре игры, и чтобы увидеть их по телевизору, нужно было натурально брать отпуск. Вот тут-то на выручку мог бы придти мобильный телефон, который всегда под рукой: и на улице, и в офисе, и даже, пардон, в общественном транспорте.
Сбылись прогнозы вездесущих аналитиков или нет в мировых масштабах - пока не известно. Но во время финала чемпионата мира, всего пару дней назад, в незалежной Эстонии произошел характерный случай. В этот день мэрия Таллина при помощи услуг местного оператора связи Elion превратила площадь Свободы в место встречи футбольных фанатов, организовав для них трансляцию финала на большом экране. Но вот незадача: в самом начале дополнительного времени, когда решалась судьба матча, сетевая инфраструктура Elion не выдержала нагрузки и трансляция трагически оборвалась. Могу себе представить масштабы горя и ненависти болельщиков, застывших перед огромным темным экраном с надписью no signal. Однако многие из них быстро пришли в себя и, как ни в чем не бывало, досмотрели грандиозный матч на экранах мобильников. В Эстонии с 2008 года сразу несколько операторов продвигает услуги мобильного ТВ и, полагаю, в этот вечер они не остались в накладе.
Скептики могут сколько угодно твердить о том, что ввиду низкого качества картинки и малых габаритов экрана мобильное телевидение никогда не составит конкуренцию традиционному телевещанию, а его удел - трансляция короткометражных клипов а-ля "твой карманный Ютюб". Однако по моему скромному мнению это глубочайшее заблуждение. В конце концов, экран сотового телефона - не окно в женскую баню, и "высокая четкость" ему ни к чему. Гораздо важнее возможность "приобщиться" к телепередаче в любое время и почти в любом месте. Ради этого качеством можно поступиться, особенно если речь идет о матче любимой команды. Кстати, просмотр спортивных трансляций в записи считается у болельщиков величайшим извращением, похуже кровосмесительства. Пусть кое-как, пусть нечетко и мобильно, но - в прямом эфире. Именно поэтому спортивные события масштаба ЧМ-2010 по футболу - лучший способ "подсадить" абонентов на мобильное ТВ. Причем не только фанатов, но и всех остальных, кто не смог устоять перед необычным колоритом нынешнего первенства. Один ясновидящий осьминог Пауль, которому уже предъявлено обвинение за соучастие в организации договорных матчей, чего стоит.
В общем, в период проведения чемпионата я был совсем не против, чтобы поставщики мобильного ТВ наживались на мне, и поэтому их пассивность меня неприятно удивила. В каком-либо виде этот сервис уже присутствует в портфеле услуг всей "большой тройки". С той лишь разницей, что "ВымпелКом" сделал ставку на DVB-H, доступном пока лишь владельцам некоторых моделей телефонов Samsung и Nokia, а "МегаФон" и МТС пустили телеконтент через 3G-сети, которые, увы, итак страдают от перегрузки. А еще есть Yota, которая с начала коммерческой деятельности предоставляет сервис "Yota ТВ" поверх WiMAX для счастливых обладателей смартфона HTC MAX 4G (который, кстати, снят с производства), а с ноября 2009 года - и в формате DVB-H, правда, пока только в Москве.
Да, аудитория пользователей мобильного ТВ пока крайне мала и сильно ограничивается зоной охвата сетей, а также их перегруженностью (в случае с 3G и WiMAX) и дефицитом абонентских устройств (в случае с WiMAX и DVB-H). Но все это не может служить оправданием тому, что никто из перечисленных выше операторов не предпринял и капли маркетинговых усилий для того, чтобы привлечь абонентов к мобильным футбольным трансляциям. А ведь это как раз тот случай, когда реклама не была бы лишней. Уважаемые операторы, поверьте, у мобильного ТВ отличные перспективы, но эта технология не станет популярна сама собой - ей нужно помогать. Иначе абоненты никогда не привыкнут к мысли о том, что у них на кармане пылится полноценный мобильный телевизор.