После смерти Хлодвига I в 511 году империя по меровингскому обычаю была поделена между его сыновьями, которых было четверо. И в течении следующих ста лет власть, централизованная Хлодвигом, из-за бесконечных войн и споров о наследовании всё больше и больше ослаблялась. Одновременно же укреплялась новая верховная власть. Это были майордомы, те самые «платные мэры», которые управляли всеми хозяйственными делами меровингских королевств.
Лишённые власти, безвольные последние Меровинги и стали теми знаменитыми «королями-бездельниками». Но на вашем месте я бы не торопилась их осуждать, т.к.молодые неопытные принцы просто не могли противостоять своему окружению. Но были и другие Меровинги, что являлись настоящими правителями в полном смысле этого слова. И именно о таком короле и пойдёт сейчас речь.
"Полны чудес сказанья давно минувших дней
Про громкие деянья былых богатырей.
Про их пиры, забавы, несчастия и горе
И распри их кровавые услышите вы вскоре."
Жизнь Дагоберта II превратилась в легенду, но описанные в ней события на самом деле имели место.
Будущий король родился в 651 году и был наследником королевства Австразия. Пять лет спустя умирает его отец и ребёнка похищает их майордом Гримоальд. Попытки найти мальчика оказались тщетными. Гримоальд убедил всех, в т.ч.и мать Дагоберта, что тот погиб. И та, убитая горем, отдаёт всю власть в руки майордома, который предложил избрать королём его собственного сына, ссылаясь на волю покойного монарха.
А что же случилось с Дагобертом? Гримоальд не решился убить мальчика, а отдал епископу города Пуатье, а тот отправил его Ирландию в монастырь Слана, что находился недалеко от Дублина, где тот получил отличное образование. Если верить легенде, то став взрослым, Дагоберт отправился ко двору Верховного короля Тары, где познакомился с тремя принцами из Нортумбрии (современный Нортумберленд), те так же были воспитанными сланскими монахами. В 666 году он женится на принцессе Матильде и едет в Англию, в Йорк, где подружился с епископом Уилфридом, который стал его советником. Его покровительство юному Дагоберту имело скрытые мотивы. Дело в том, что союз Меровингов с Римом, что заключил полтора века назад Хлодвиг, ослаб, а Уилфрид, являясь верным сторонником Рима, считал своим долгом укрепление первенства Римской церкви в Англии и на континенте. А Дагоберт мог потребовать себе трон Австразии, а также в последствии мог оказать поддержку Церкви, как словом, так и мечом.
В 670 году принцесса Матильда умирает при родах третьей дочери. И Уилфрид довольно быстро подыскивает Дагоберту новую жену. Выбор пал на Гизелу Разесскую, дочь Берры II, графа Разесского и внучку Тулки, короля вестготов. Благодаря этому браку устанавливались границы государства а Арденнах и Пиренеях, зарождался образ современной Франции, а также вестготы, исповедавшие арианство, попадали в сферу деятельности Римской церкви.
И так, свадьба состоялась в 671 году в Реде (сейчас это Ренн-ле-Шато) в резиденции принцессы Разесской. Освещался союз в церкви Св. Магдалины, на месте которой будет потом стоять церковь, в которой будет служить Беранже Соньер, но это я уже забежала вперёд и рассказ об этом человеке будет позже, но а мы возвращаемся к нашему герою.
К тому времени у Дагоберта от первой жены было три дочери, но ни одного наследника. Вторая ему родила ещё двух девочек и только в 676-ом, сына, будущего Сигарета IV. Но это я снова забежала вперёд, а пока ещё три года Дагоберт жил с семьёй в Ренн-ле-Шато и ждал благоприятного случая, когда он смог потребовать королевский венец. Большую роль здесь сыграл конечно Уилфрид, епископ Йорский. Но был ещё святой Аматус, епископ Сьонский из Швейцарии. Дело в том, что Аматус не сошёлся во мнениях по многим вопросам с майордомом короля Тьерри III и вынужден был покинуть своё епископство практически в то время, когда Дагоберт вступал в свои права. Совпадение дат позволяет предполагать, что Аматус сыграл не последнюю роль в возвращении законного короля, тем более, что Дагоберт пересекал границу именно на территории епископства.
Заняв трон, Дагоберт показал себя достойным наследником Хлодвига I. Он быстро положил конец анархии в королевстве, установив порядок. Правил он достаточно жёстко и подчинил себе бунтующую знать, которая была довольно сильной как в экономическом, так и в военном плане, чтобы сопротивляться трону.
И вот тут Уилфрид Йорский был разочарован, ибо Дагоберт ничего не сделал в направлении Церкви. Мало того, он попытался затормозить все попытки развития Римской церкви в своём королевстве. Существует письмо французского прелата, в котором тот жаловался Уилфриду на налоги, которые поднял Дагоберт, «презрев Церкви Божии и их епископов».
Дело в том, что тяготение к арианству было очень сильным в королевской семье. Историки полагают, что Дагоберт придерживался именно этих взглядов. Благодаря этому после трёх лет правления к 679 году он нажил себе врагов, как светских, так и религиозных. Это была знать, попытки которой обрести независимого король обуздал. И Церковь, экспансии которой он препятствовал. Кроме внутренних врагов были и внешние, у которых в королевстве были союзники и агенты. Одним из таких людей был майордом короля Пипин д'Эристаль (Жирный).
У Дагоберта было две столицы, главной из которой всё ж была в Стене, в латинских источниках город назывался Satanicum из-за ранее находившегося там храма, что был посвящён Сатурну. Так вот, перед королевским дворцом в Стене простирался густой лес. Назывался он Вёврским и с незапамятных времён считался священным. 23 декабря 679 года Дагоберт отправился на охоту. Сейчас трудно сказать, было ли это ритуальной церемонией, но в последующих рассказах прослеживается сюжет легенд, посвящённых убийству Зигфрида из «Песни о нибелунгах». Эти легенды тогда ходили по Галлии от Рейна до Бретани.
"С веселым видом Гунтер и Хаген удалой
Заутра отправлялись из Вормса в лес густой
Лосей, медведей, зубров и кабанов травить.
Что может истым витязям милей охоты быть?
С собой везли бургунды съестных припасов много.
Без опасений Зигфрид собрался в путь-дорогу,
Но у ручья лесного лишился жизни он..."
Около полудня, устав, король лёг около ручья под деревом и заснул. Во время сна один из слуг, предполагается, что он был крестником Дагоберта, убил своего короля ударом копья в глаз. Совершив убийство он вернулся в замок с тем, чтобы уничтожить всю королевскую семью...
Официально царствование Дагоберта закончилось. Римская церковь одобрила это убийство. Об этом свидетельствует письмо всё того-же французского прелата, который оправдывал цареубийство в глазах Уилфрида Йорского.
Дагоберта похоронили в королевской часовне Св.Ремигия. В 872 году Карл II (Лысый) перевёз останки в другую церковь, которая с того момента стала называться церковью Св. Дагоберта. Тогда же покойного короля канонизировали архиепископским собором, Папе же это право было дано только в 1159 году.
Причины канонизации неясны. В некоторых источниках говорится, что мощи короля оградили Стене и окрестности от нашествия викингов. Церковь всё это время хранила по этому поводу молчание. Она просто признала Дагоберта святым и объявила день его прославления - 23 декабря, день его смерти.
Во времена Французской революции церковь Св.Дагоберта была разрушена, а останки самого святого разбросаны. Только череп с ритуальным надрезом, как у древних меровингских королей, уцелел и сейчас находится в монастыре в Монсе.
В середине XIX века в руки специалистов попадается очень любопытный документ в форме поэмы-литании, названной «De sancto Dagoberto martyre prose» («Рассказ о святом мученике Дагоберте»). В ней говорилось, что Дагоберт был умервщлён по «совершенно особой причине». Нужно отметить, что этот текст был найден в аббатстве Орваль, но это уже немного другая история..
Click to view
И кому интересно, можно почитать «Песни о нибелунгах» здесь:
http://www.lib.ru/win/INOOLD/WORLD/nibelungi.txtХотя по-хорошему надо об этой поэме делать отдельный пост...