Дневник Аверичевой Софьи Петровны: июнь 1941

Sep 12, 2020 13:02

И так, опрос показал, что наиболее интересны два дневника: Аверичевой Софьи Петровны и Романова Константина Константиновича. Они набрали одинаковое количество голосов, поэтому я приняла решение начать выкладывать по алфавиту. И поскольку буква А первая, то начинаем читать дневник Аверичевой Софьи Петровны. Ну а великого князя и поэта начнём читать после Штеглиха, там осталось не так уж и много)



Аверичева Софья Петровна (10 сентября 1914 - 10 мая 2015) - советская и российская театральная актриса, участница Великой Отечественной войны.

Родилась в посёлке Большой Невер Амурской области. Отец был начальником поисковой экспедиции, занимался поиском новых золоторудных месторождений. Мать умерла, когда Софья была ещё маленькая. Воспитывал её старший брат, наверно поэтому она с детства умела обращаться с оружием. В 4-м классе получила в школе справку «отличник-пулемётчик». В 14 лет стала учеником слесаря, дошла до слесаря 6-го разряда. В начале 1930-х годов поступила на курсы шофёров. Работала шофёром, играла в Театре рабочей молодёжи на рабочих приисках, пока не стала актрисой.

Играла в театрах Уфы, Ленинграда, Орла, Ростова Великого. В ростовском театре играла с известными артистами, высланными из столичных городов. Училась у них актёрскому мастерству.

В 1939 году её пригласили в труппу Ярославского театра имени Волкова Ф.Г., где она стала одной из ведущих актрис театра.

С началом Великой Отечественной войны в 1942-ом пошла добровольцем на фронт, служила в Ярославской 234-й Коммунистической дивизии (234-я стрелковая дивизия) сначала бойцом-разведчиком, позже автоматчиком.

После окончания войны в 1945-ом вернулась в Волковский театр, где прослужила до 1991 года. За годы работы в театре сыграла около ста ролей.

Написала книгу мемуаров «Дневник разведчицы» о трёх своих фронтовых годах.

Умерла 10 мая 2015 года на 101-м году жизни в Ярославле.

Дневник охватывает небольшой период, но интересный - с 1941 по 1944 годы. И если учесть, что в КА ведение дневников не приветствовалось, в следствии чего до нас дошло их очень мало... Также нужно учитывать, что дневник был опубликован в 1966 году, соответственно прошёл цензуру, поэтому я не жду там уж очень сильных откровений... но кто знает, что нас ждёт)

Начинаем? Софье 26 лет и, казалось, что вся жизнь впереди...

20 июня. Пароход идет из Костромы в Рыбинск. Закончились наши гастроли в Костроме. Волжская ночь, тихая и лунная. Теплый речной ветерок. Настроение у всех приподнятое. Танцуем на палубе. Пассажиры недовольны. Потом узнают, что мы актеры Волковского театра. Все выходят на палубу. Перезнакомились.
Приглашают наперебой, говорят всяческие комплименты. Костя Копеин даже пиво не пьет. Танцует со мной Митя Аборкин, потом Сережа Тихонов.

Все они милые ребята, каждый по своему хорош. Товарищи, заботливые и щедрые. В обиду никогда не дадут. Сережа Тихонов все смотрит на меня и молчит, а когда начинает говорить, бледнеет и заикается.

Музыка и танцы. Мне кажется, что мы где-то в безвоздушном пространстве, такая легкость. И на душе чудесно!

21 июня. Вот и Рыбинск. Разместились по квартирам. Завтра открытие гастролей. Сбор труппы в одиннадцать часов дня во Дворце культуры.

22 июня. Война! Мы о ней знаем только по книгам и кинофильмам. Даже в песнях говорилось, что если будем воевать, то на чужой территории. А немцы с четырех часов утра топчут нашу советскую землю.
Здесь, в Рыбинске, не верится, что где-то уже льется кровь.

Коллектив театра весь в сборе. Начался митинг. Выступает артист Стагронский: «Враг не пройдет дальше!» - читает Маяковского. Артистка Чудинова: «Не будет гранат, камнями будем драться». Артист Политимский: «Встанем все, как один, на защиту отечества!»

Хорошие, верные слова. Но почему так много пафоса, а глаза испуганные, растерянные, тревожные?

Вечером, на открытии гастролей, в огромнейшем зале Дворца культуры 18-20 человек. Открыли занавес. От пустого зала стало на душе холодно. Война! За кулисами все ходят на цыпочках и говорят шепотом. Война!

23 июня. Ночь не сплю. Утром чуть свет бегу к Дворцу культуры, там репродуктор. На душе тревожно.
Около Дворца ни души. Репродуктор молчит. Сажусь на ступеньки огромной террасы, около колонны. Репродуктор молчит. Что же дальше? Как жить? Играть Нину в «Маскараде»? Произносить со сцены никому не нужные слова!

Подходят группами рабочие, закуривают. Садятся рядом. Репродуктор молчит. А рабочие все подходят, подходят. Наконец передают сводку Информбюро.

Немцы на нашей земле. Шагают, топают сапожищами... Идут ожесточенные бои. И опять, уже в который раз, я твержу про себя: «Да нет же, нет! Не может этого быть! Это какая-то страшная ошибка. Почему так внезапно, как снег на голову?» Это как дурной сон, кошмар. Хочется проснуться, открыть глаза и увидеть веселые лица, увидеть жизнь - обыкновенную, нет, необыкновенную, чудесную жизнь, какая была два дня назад.

28 июня. Каждый день я бегаю к репродуктору. Сводки неутешительные. Днем работа идет своим чередом. Репетируем «Маскарад». Нину играет Александра Дмитриевна Чудинова, я с ней в очередь. Она частенько заставляет режиссера репетировать со мной, а сама сидит и смотрит. Раньше я бы ей была благодарна от всей души, но теперь... Вот сегодня не могла дождаться конца репетиции. Хочу пойти на сборный пункт, откуда отправляют молодежь на фронт.Прочла в «Правде» статью о фашистских злодеяниях в Сербии, Чехии, Польше. В Румынии - забастовка в связи с вывозом продовольствия в Германию. В Польше евреи согнаны в специальные районы, за колючую проволоку. В Лодзи - 250 тысяч, в Варшаве - 500 тысяч. Фашистская Германия - концентрационный лагерь!
______________
Пока ставлю текст без комментариев. Но можно будет обсудить то, что вас заинтересовало)

Продолжение следует...

XX век, история, судьбы, войны, книги

Previous post Next post
Up