Христианский дворик, история создания

Mar 23, 2010 08:00




Основой Христианского дворика должен был стать, и стал дворец Bargello.






В письме 1902 года к Клейну Цветаев пишет: "Почти каждый день я бывал в Bargello и каждый раз вспоминал Вас в его чудном дворе. Это один из наилучших образцов монументальной флорентийской архитектуры XIV века; но здесь же я убедился, что великие создания Вашего искусства почему-нибудь не повторяются целиком в последующие времена. Очевидно, всему свое место и своя пора." Однако Иван Владимирович сомневается в удаче этого проекта: "Вы решили воспроизвести его у нас. Но осмотрев оригинал, я боюсь, что он не будет отвечать своему назначению. Нам нужды будут площди стен для больших архитектурных вещей, а их-то при форме этого двора, и не будет у нас. Где мы приладим, например, портал какого-нибудь Собора Готического или Романского? Где будет место дверей Флорентийского Баптистерия?" Цветаев переживает, что отсутствие окон сделает дворик колодцеобразным, а лестница, ведущая в никуда будет скучна и однообразна.



Скан из книги "Цветаев создает Музей"

Но уже в 1903 году Цветаев спокоен. Талант и изобретательность Клейна неисчерпаемы. В январе Цветаев пишет из Нерли: "Я очень благодарен Вам за указание, что с галереи Христианского дворика будет сделана дверь во второй этаж и что лестница получит чрез это также и служебное значение, сделавшись параллелью главного входа, по которому мне жаль пускать простую публику и неряшливо держащую свою обувь учащуюся молодежь. Попробуйте достать сердобольский гранит на ступени этой лестницы и тем придайте ей несокрушимый характер."
И с отсутствием окон создатели Музея справились. "Безоконные в верхнем этаже стены Христианского дворика я стараюсь украсить большими цветными фаянсами Делла Роббиа, нарочно заказывая таковые в pendant'ax. Такие характерные пятна придадут разнообразие обширным пустым полям верхних стен."



«ГМИИ им. Пушкина» на Яндекс.Фотках



«ГМИИ им. Пушкина» на Яндекс.Фотках

Цвет стен выбирается с особой тщательностью. Цветаев продумывает все: как придать дворику более естественный вид, как сделать его нескучным, интересным, живым. "Нелучше ли обработать помещение в желтовато-темно-сером тоне, чтобы он казался не вчера построенным, не кричал своей юношеской свежестью. Надобно придать ему характер некоторой исторической давности."

Удалось "приладить" и "Золотые врата" Фрейбергского собора. Идею размещения врат Иван Владимирович позаимствовал в Музее Arbertinum. Там врата были вделаны в дверь соответственного зала. "То же самое надобно сделать и у нас при переходе из Средних веков в небольшое помещение, приходящееся за апсидою Центрального зала. - писал он Клейну. - Будьте добры приладить этот слепок колоссальных размеров в этом месте."




Цветаев мечтает разместить в Христианском дворике другие большие порталы Средневековых соборов: скульптурные двери Бамбергского собора, портал Клермонского собора и портал французской готики в Bourges.
В 1904 году ему все не дает покоя однотонность дворика: "Надобно позаботиться о расцвечении Христианского дворика. - пишет он в апреле этого года Клейну. - 1) Там можно было б исполнить несколько городских гербов яркими красками, в том числе и нескольких русских городов, где отразилось Византийское искусство, Киева, Москвы, Владимира, Ярославля, или искусства Западного, как Новгорода, Петербурга; можно было бы поместить и гребы всех университетских городов, где изучается история искусств; последнее в университетском музее имело бы смысл особой деликатности Московского университета в отношении своих собратий."
Цветаев уже не сомневается в правильном выборе дворика Барджелло для Музея, а с гербами "Ваш московский Барджелло хотя и без дивной синевы Флорентийского неба, будет больше походить на свой чудный проообраз," - пишет он Клейну.
Однако приходится вернуться к идее с горельефным фризом Делла Роббиа. Он многоцветный и наиболее подходит для этого зала. Фриз этот украшает Пистойский госпиталь в Тоскане. "Содержание его - все несчастные и обездоленные: больные, узники, бедные и т.д. Эта декорация была бы прямо поразительна для Христианского дворика." Цветаев уже готов ехать в Пистойю заказывать слепки и роспись фриза.



Скан из книги "Цветаев создает Музей"

Не могу найти кому принадлежал Христианский дворик, и кто был меценатом. Наверное, это будет в следующем томе переписки Цветаева и Нечаева-Мальцова. Первый заканчивается 1902 годом, а в переписке с Клейном Цветаев обсуждает его постройку в 1903-1904 годах.

история музея, И.В.Цветаев

Previous post Next post
Up