Креативный директор мужской линии одежды французского модного дома Louis Vuitton, американский дизайнер Вирджил Абло, скончался 28 ноября в возрасте 41 года. Причиной смерти модельера стала редкая и агрессивная форма рака - сердечная ангиосаркома, с которой он боролся в течение последних двух лет, скрывая болезнь от общественности. Информация о кончине Абло появилась на его странице в Instagram.
У него остались жена и двое детей.
Вирджил Абло родился в 1980 году в Рокфорде - пригороде Чикаго. Его родители эмигрировали в США из Ганы. Отец Абло работал в малярной фирме, а мать была портнихой. Именно она научила Абло шить.
Еще в старшей школе дизайнер познакомился со своей будущей женой Шэннон, вместе пара воспитывала двоих детей.
Будущий дизайнер не получил профильного образования: в университете он изучал строительство и архитектуру, так как родители хотели, чтобы он получил практичную специальность. Как рассказывал сам модельер, в детстве он не имел понятия, чем хочет заниматься в будущем, и поступил в университет по наставлению отца, который всегда мечтал, чтобы сын стал инженером. Примечательно, что у Абло нет высшего образования в сфере дизайна одежды. Сначала он окончил факультет гражданского строительства в Висконсинском университете, а затем получил магистерскую степень по архитектуре в Иллинойсском технологическом институте. Получив высшее образование, Абло несколько лет работал по профессии в одной из американских компаний.
Абло говорил, что для него архитектура - это в первую очередь структурный образ мышления. Одним из своих любимых архитекторов он называл Рема Колхаса, чье бюро позднее оформляло магазины Off-White.
Модой дизайнер заинтересовался благодаря архитектуре, а именно - после того, как узнал, что агентство голландского архитектора Рема Колхаса OMA сотрудничает с люксовым брендом Prada.
Я ходил в библиотеку, в которой была представлена большая подборка специализированной литературы. Путь туда пролегал мимо зала, где выставлялись различные арт-проекты. Так зарождалось мое знакомство с миром искусства
Абло вспоминал, что ему было скучно изучать технологии строительства, и, чтобы развлечься, он подрабатывал диджеем и катался на скейтборде. Эти увлечения остались с ним на всю жизнь. Диджей-сеты Абло не переставал играть даже в статусе креативного директора Louis Vuitton (он выступал в том числе на музыкальном фестивале Lollapalooza). А увлечение скейтбордингом и уличной культурой стало важной частью его стиля.
Дизайн Абло часто называли молодежным, и его действительно горячо любила молодежь, отмечает русский Vogue. Сам модельер понимал это - и говорил, что создает вещи, которые понравились бы ему самому в 17 лет.
Вирджил Абло с Канье Уэстом
В 2006 году Абло попал на стажировку в компанию Fendi и с того момента решил начать карьеру в фэшн-индустрии. Через три года он открыл собственную арт-галерею RSVP Gallery и магазин мужской одежды в Чикаго и тогда же начал сотрудничать с рэпером Канье Уэстом, став его креативным директором.
Сначала Абло придумывал для Уэста мерч, а со временем стал одним из самых важных членов творческой команды артиста, получив должность креативного директора.
В 2009 году Вирджил Абло без приглашения впервые приехал на Неделю моды в Париже вместе с боссом Канье Уэстом. Несмотря на то что друзей не ждали на мероприятии, им удалось привлечь внимание фотографов своими яркими образами и попасть в материалы СМИ, и прошли стажировку в бренде Fendi (где по-настоящему сдружились). Абло участвовал в создании обложки альбома Уэста и Jay-Z «Watch the Throne» (и получил за это номинацию на «Грэмми»).
Благодаря Уэсту дизайнер одержал свою первую серьезную победу - в 2011 году обложка альбома Jay-Z и Уэста Watch the Throne получила награду на премии «Грэмми» за лучшее оформление музыкальной записи. Альбом также удостоился звания «Лучший рэп-альбом».
В 2018 году на камеры попал, пожалуй, самый эмоциональный момент дружбы Абло и Уэста - объятия и слезы после первого показа Абло в Louis Vuitton. После смерти дизайнера рэпер посвятил его памяти выступление своего хора Sunday Service.
«Роскошь - это то, чего вы вожделеете». Абло скупал рубашки Ralph Lauren за 40 долларов и продавал за 550
В 2012 году модельер отказался от сотрудничества с рэпером и запустил свой первый бренд одежды - Pyrex Vision. На логотипе было слово «Pyrex» (название компании, выпускающей мерные стаканы для выпечки, которые также используют для приготовления крэка) и число 23 (номер баскетболиста Майкла Джордана в «Чикаго Буллз»). Так Абло хотел показать, что для темнокожих парней, пытавшихся выбраться из Чикаго, было два пути - торговля наркотиками или спорт.
Абло покупал со склада фланелевые рубашки бренда Ralph Lauren за 40 долларов, наносил на них слово «Pyrex» и число 23, а потом продавал за 550 долларов. Вещи Pyrex Vision носил рэпер A$AP Rocky и другие друзья Абло, их раскупали моментально, но были и плохие новости: дизайнера стали подозревать в незаконной перепродаже оригинальных брендов.
Спустя год Абло создал новый бренд Off-White.
Название Off-White Абло объяснял как серую зону между черным и белым, уличной и высокой модой. Одежда бренда отшивалась в Италии и стоила от 150 долларов за футболку до тысячи долларов за свитшот. В ответ на критику из-за высоких цен Абло призывал не позволять Zara и Uniqlo диктовать цены на одежду, сравнивая эти бренды с McDonaldʼs.
По его мнению, по-настоящему «люксовой» вещь делает не название крупной марки на бирке, а высокий на нее спрос: «Роскошь - это то, чего вы вожделеете». Отличительными маркерами продукции Off-White являются крупные надписи, иногда заключенные в кавычки, диагональные полосы и пластиковые бирки.
Фирменными элементами стиля Off-White стали надписи (например, шарф с надписью «шарф»), диагональные полоски, перекрещенные стрелки, шлейки и ремни, имитирующие полицейскую ленту. В 2015 году Абло попал в число финалистов на престижном конкурсе LVMH для молодых дизайнеров. В следующие годы Off-White не раз признавали самым популярным брендом в мире. Вирджил Абло называл Off-White маркой, заточенной под миллениалов, и делал все, чтобы его вещи хорошо смотрелись в Instagram
Вирджил Абло на показе Off-White на Неделе моды в Париже в 2019 году
Первую коллекцию бренда дизайнер представил публике в 2015 году на Неделе моды в Париже. «Успех показа зависит в том числе от того, как модель чувствует себя на подиуме. Как я могу подчеркнуть ее характер? Подключить ее к творческому процессу! В этом и весь смысл Off-White: это плод коллективной работы, который принадлежит мне в той же степени, что и моему ассистенту или его стажеру. Я не стремлюсь к тотальному контролю, но хочу быть духовным лидером для своей команды», - говорил о своем проекте Абло.
Вскоре одежда Off-White стала фаворитом как среди современных артистов, так и среди обычных поклонников моды.
«Большая честь занимать эту позицию»
В марте 2018 года Вирджил Абло был назначен креативным директором мужской линии одежды люксового дома моды Louis Vuitton. Таким образом он стал первым в истории компании темнокожим дизайнером на столь высоком посту, а также одним из немногих темнокожих, попавших в список главных кутюрье Франции. В том же году журнал Time включил дизайнера в Time 100 - список ста самых влиятельных людей мира.
«Для меня большая честь занимать эту позицию. Историческое наследие и творческая целостность бренда являются источниками моего вдохновения. Я буду учитывать их в своей работе и в то же время стараться создавать современную одежду», -
заявил Абло, вступая в должность.
Вирджил Абло на показе Louis Vuitton в 2019 году
В том же году модельер уже представил свою первую коллекцию для Louis Vuitton на Неделе моды в Париже. Участниками его показа стали представители «цветной расы», модели Джордан Картер, более известный как Playboi Carti, а также Стив Лейси, Дев Хайнс и Кид Кади.
За свою карьеру Вирджил Абло создавал совместные коллекции с многими мировыми компаниями, в том числе с производителем спортивной одежды Nike и шведским мебельным концерном IKEA.
Абло стал привлекать артистов к рекламе еще во времена Pyrex Vision. После запуска Off-White в одежде этого бренда ходили певицы Рианна и Бейонсе, модели Белла Хадид и Кендалл Дженнер, актрисы Николь Кидман и Сьюзен Сарандон.
Кроме того, Абло запускал коллаборации с самыми разными брендами - от Jimmy Choo до Ikea. Самым успешным стало сотрудничество с Nike в 2017 году, в рамках которого 10 моделям кроссовок Nike добавили фирменные элементы Off-White. Именно благодаря этой коллаборации в России узнали, что такое очередь за лимитированными кроссовками, пишет русский Forbes.
По цене производителя (до 200 долларов) купить обувь Nike и Off-White было невозможно, а при перепродаже цена возрастала до тысячи долларов. После смерти Абло кроссовки подорожали до пяти-десяти тысяч долларов.
Инстаграм-аккаунт Diet Prada, который пишет о плагиате в модной индустрии, не раз обвинял Off-White в копировании чужих идей: дизайнера Анджоло Фронзони, немецкого бренда Colrs, японского бренда Anrealage и даже создателей логотипа аэропорта Глазго. Спортивный бренд Helly Hansen даже подал в суд на Off-White, заявив о копировании своего принта.
Некоторые эксперты модной индустрии относились к Абло с пренебрежением, и даже дизайнер Раф Симонс, которого американец называл своим кумиром, отзывался о нем несколько снисходительно: «Он милый парень. И он мне очень нравится. Но меня вдохновляют люди, которые приносят [в моду] нечто, что кажется мне оригинальным».
Сам Абло сравнивал образцы своего дизайна с реди-мейдом и на обвинения в плагиате отвечал: «Мой адвокат - Марсель Дюшан». А еще он верил в идею, что новый дизайн можно создать, изменив оригинальный лишь на три процента.
Абло не дожил несколько дней до показа своей последней коллекции Louis Vuitton
В 2017 году Ким Джонс, тогда руководивший мужской линией Louis Vuitton, создал коллаборацию с уличным брендом Supreme, одной из любимых марок Вирджила Абло. Сотрудничество стало успешным - в том числе с коммерческой точки зрения. Но когда в 2018 году Абло сменил Джонса на посту креативного директора, его первая коллекция продавалась еще быстрее, чем нашумевшая коллаборация Louis Vuitton и Supreme.
Назначение в Louis Vuitton способствовало росту авторитета Абло в модной индустрии, где к нему относились противоречиво. Как пишет The Telegraph, американец привнес в рафинированный стиль французского бренда игривость, расслабленность и «щепотку чокнутого эклектизма». Абло умер за два дня до показа своей свежей коллекции. Louis Vuitton посвятил предстоящее шоу ему, назвав его «Virgil was here».