Умер легенда отечественной музыки Александр Градский

Nov 28, 2021 13:38



Легенда отечественной эстрады Александр Градский скончался минувшей ночью. В ночь на 28 ноября в Москве умер музыкант и композитор, народный артист России Александр Градский. Ему было 72 года. Артиста госпитализировали в пятницу с подозрением на инсульт. Состояние музыканта оставалось тяжелым, точная причина смерти устанавливается. По предварительным данным, у Градского произошел инфаркт головного мозга.
Известно, что 26 ноября композитор пожаловался на плохое самочувствие, находясь дома. Он попросил помощи у родных, а затем потерял сознание. Его не стало в 2:10 мск воскресенья.

Последние годы жизни он был наставником в популярном шоу «Голос» на Первом канале.
«Скончался Александр Градский. Наши соболезнования родным, близким и всем, кто любил и будет любить творчество Александра Борисовича», - говорится в сообщении телеканала.

Не стало Александра Градского. Композитор, певец, которому были подвластны все жанры музыкального искусства - и эстрада, и опера, и рок. Он пел всю жизнь и пел о жизни: о друге, что не продаст, о том, что важно себя не терять, о том, что всё в мире - любовь...








Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейск (Челябинская область) в семье Бориса Абрамовича Фрадкина (1926-2013) и Тамары Павловны Градской (1928-1963). Народный артист России родился в городе Копейске Челябинской области 3 ноября 1949 года. Его отец - Борис Абрамович - был инженером-механиком, а мама - Тамара Павловна - выпускницей ГИТИСа.



Александр Градский с мамой Тамарой Павловной, 1950-е

Любовь к музыке и искусству Александру Градскому привила мама. Будучи выпускницей ГИТИСа и музыкально образованной женщиной, она помогла сыну сделать первые шаги на пути к звездному Олимпу. Тогда его семья еще жила в Челябинской области, построить в провинции большую карьеру было фактически невозможно, поэтому было решено перебраться в Москву. С 1957 года семья проживала в Москве. Именно мама воспитала из отпрыска будущего гения, после переезда в Москву отвела наследника в музыкальную школу и привила глубокую любовь к музыке и искусству в целом. На новом месте Градский поступил в музыкальную школу, хотя образование давалось ему непросто. Не давалась нотная грамота да и двойки в дневнике давали о себе знать все чаще. Но неурядицы не останавливали юношу. Подростком он решил навсегда связать свою жизнь со сценой, и мама только поддерживала любимого сына.
Страшным ударом для юного дарования стала внезапная смерть родительницы. В благодарность за ее любовь и преданность он взял ее фамилию. Градский признавался, что мама была его ориентиром в жизни. Будучи при смерти и едва имея возможность говорить, женщина часто повторяла имя сына - этот момент навсегда остался в сердце исполнителя.
Когда Градскому было 14 лет, родительница скоропостижно скончалась. В память о маме будущий музыкант взял ее фамилию. До трагедии Александр по папе был Фрадкин. Осиротевший юноша скитался по родственникам. Он жил то с отцом, то с бабушкой по материнской линии Марией Ивановной в подмосковном Расторгуево (ныне Видное). Именно в то время будущий «отец русского рока» впервые познакомился с песнями Элвиса Пресли и Билла Хейли, а чуть позднее пришли и «битлы» с «роллингами». Нелегальные пластинки «на костях» и сделанные едва ли не через микрофон магнитофонные записи очаровали Сашу - уже в 1965 году он создает собственную группу «Славяне», как считают летописцы отечественного рока, третью по счету в стране. И именно он одним из первых набрался смелости начать петь на русском - остальное, как говорится, уже история.



Времена были нелегкие, однако в отличие от сверстников будущий артист вовремя «взялся за ум» и нацелился на поступление в Академию музыки имени Гнесиных. В 1974 году Градский окончил факультет академического пения академии имени Гнесиных по специальности «оперный и концертно-камерный певец».
С 1975 по 1976 год учился в Московской консерватории по классу композиции (класс Тихона Хренникова).
По окончании вуза начался его большой путь к славе.



В 1963 году Градский дебютировал как певец в вокально-инструментального ансамбле «Тараканы», который состоял из польских студентов МГУ. После Градский создал собственные коллективы «Славяне» (1965) и «Скоморохи» (1966), ставшие одними из первых рок-групп в СССР.
Молодой профессионал не знал отбоя от работы. Он одним из первых в стране пробовал русскоязычные тексты в роке. Первой «пробой» была группа Градского «Скоморохи», для которой он лично писал все треки.
Артист фонтанировал проектами: гастроли были одни за другими. Даже отдыхать не удавалось! Но Александра Борисовича такой темп жизни абсолютно устраивал.
Первые большие победы - в 1971 году на Всесоюзном фестивале «Серебряные струны». Градский со «Скоморохами» меньше чем за полчаса выступления получили шесть призов из восьми возможных. Радости не было предела!
В конце 1970-х певец начал выступать с сольными концертами, аккомпанируя себе на 12-струнной гитаре.



Широкую известность Градскому принесло исполнение песни «Как молоды мы были» на слова Николая Добронравова и музыку Александры Пахмутовой и «Как прекрасен этот мир».

Он никогда не был ни «советским», ни «антисоветским», а песни Пахмутовой и Добронравова, которые менее одаренные (или более циничные) певцы норовили превратить в трескучие «партийные гимны», он наполнял душой, выносил на поверхность скрытое в них теплое, интимное чувство любви. Кажется, кроме него это удавалось разве что Анне Герман... При этом со всей своей строгостью он умел находить и поддерживать таланты. «Всегда верил, что в России есть достаточно одаренных от природы людей, которые пока просто незаметны», - говорил он в интервью «Известиям».

Из-за «неудобного» характера и достаточно резких песен, в которых проскальзывала критика советского строя, выпуск пластинок Градского постоянно откладывался, иногда отменялись и гастроли по стране. Достаточно заметить, что в Союз композиторов Александра Градского приняли только в 1987 году, а на зарубежные гастроли он впервые смог выехать в 1988-м.
В том же году певец спел на сцене Большого театра партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок». Восхищённые зрители устроили Александру Градскому овацию длиной 25 минут. После этого музыкант начинает работу по организации в столице Театра современной музыки. Фирма «Мелодия» выпускает практически полную коллекцию записей артиста.

Александр Градский на студии звукозаписи, 1970-е


За свою музыкальную карьеру Градский написал более 200 песен. Он автор музыки ко многим кинофильмам, в том числе «Романс о влюбленных» (1974) и «Узник замка Иф» (1989). За композицию к фильму Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» Градского признали «Звездой года». Всего на счету Градского - едва ли не сотня полных метров, мультфильмов, документальных картин, к которым было написано музыкальное сопровождение.
За свою карьеру Градский выпустил несколько десятков музыкальных альбомов, последний из которых вышел в 2011 году («Неформат»).
В 1985 году была завершена запись первой отечественной рок-оперы «Стадион», над которой Градский и поэтесса Маргарита Пушкина работали около 10 лет, а в 2009-м была осуществлена запись рок-оперы «Мастер и Маргарита» на музыку Градского.
В конце 1980-х годов Градский написал музыку к балетам «Человек», «Распутин» и «Еврейская баллада». Они были поставлены в Киевском государственном детском музыкальном театре.

Он также вел на радио программу «Хит-парад Александра Градского». Именно в ней впервые прозвучали на всю страну песни таких представителей русского рока, как Юрий Шевчук, Александр Башлачев, Виктор Цой, Константин Кинчев и других. В то же время собственные песни Александр Градский в эфир принципиально не ставил.
По большому счету, в 1970-х и начале 1980-х именно Градский легитимизировал в Советском Союзе саму возможность существования рок-музыки на русском языке.



Лауреат международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира» (Чехословакия, 1976).
Градский в 1997 году получил звание Заслуженного деятеля искусств России, в 1998 стал лауреатом Государственной премии России, а в 1999 году ему присвоили звание Народного артиста России.

Борис Ельцин и Александр Градский во время церемонии вручения Государственной премии в области литературы и искусства, 1999 год
(Александр Чумичева и Александр Сенцов/ТАСС)


Александр Градский владел собственным музыкальным театром «Градский Холл», который работает в Москве с 2014 года. Труппа театра состоит, в основном, из участников шоу «Голос», однако Градский нередко приглашал в театр лучших артистов страны представить сольные программы.

С 2012 по 2015 год, а также в 2017 и 2021 годах Градский был членом жюри телевизионного проекта «Голос», в первых трех сезонах которого побеждали участники его команды.

Личная жизнь
Первой женой певца была студентка Наталья Смирнова (брак длился несколько месяцев в 1973 году). Молодые люди любили друг друга до безумия, Градский посвящал ей песни. Но месяцы спустя страсть стала утихать. В попытке спасти любовь, музыкант сделал возлюбленной предложение, но брак не был долгим. Три месяца - и супруги «пожали друг другу руки», расставшись навсегда. Позднее Наталья станет женой лучшего друга певца Глеба Мая - эту любовь она уже пронесет на всю жизнь.
Вторая супруга - народная артистка РСФСР Анастасия Вертинская (1976-1980). На тот момент она уже была звездой и секс-символом и даже успела развестись с режиссером Никитой Михалковым.



Пару лет знакомства - влюбленные уже несут заявление в ЗАГС. Впрочем, и эта любовь в судьбе Градского тоже оказалась скоротечной. Через два года они развелись. Вертинская и вовсе не любит говорить об этом периоде своей жизни, а брак с музыкантом называет ошибкой. Детей в их браке не появилось. Хотя Градский сумел привязаться к сыну Вертинской от Михалкова и стал другом для мальчика. Композитор рассказывал, что ощущал боль ребенка, которому недоставало общения с родным отцом. Даже предлагал режиссеру заглянуть в гости. Самому артисту явно недоставало опыта в общении с детьми, и только в следующем браке он поймет, каково это - иметь своих детей.

Третьей женой была Ольга Фартышева (1980-2001). От брака с ней - сын Даниил (род. 1981) и дочь Мария (род. 1986). Мудрая женщина, ценившая семью и уют, подарила артисту двоих замечательных ребятишек. Она не была публичным человеком, избегала общения с журналистами.

Александр Градский с бывшей женой Ольгой и детьми - Даниилом и Марией


Казавшийся идеальным брак продолжался 20 лет. В начале «нулевых» пресса неожиданно узнала о разводе пары, а после стало известно, что супруги давно жили в разных домах и виделись, только когда желали этого. Что именно стало причиной разрыва - до сих пор неизвестно. Однако после развода Ольга быстро встретила нового мужчину. Да и Градский в холостяках долго не засиживался - в 2003-м он счал все чаще появляться на публике в сопровождении молодой красивой блондинки.


С 2003 года Градский состоял в гражданском браке с актрисой Мариной Коташенко. Сыновья - Александр (род. 2014) и Иван (род. 2018).
Поначалу никто не верил в добрые намерения 19-летней Марины Коташенко. Поговаривали, что девушка встречается с мэтром исключительно из меркантильных интересов: якобы деньги и слава сделали свое дело. Однако, как отмечал сам Градский, Марина - юная и красивая девушка, а он - не самый богатый человек на планете. С ее данными она могла бы найти и посостоятельнее. На момент их знакомства Коташенко пыталась стать моделью, но позднее поступила во ВГИК. Она все чаще появлялась с музыкантом на светских раутах, блистала на публике. Через годы у них родится первый сын Александр, а после и второй - Иван, - да и сплетни со временем поутихли.



Композитор и певец Александр Градский с супругой Мариной Коташенко во время юбилейной церемонии «Компания года», 2007 год
(Михаил Фомичев/РИА «Новости»)

Композитор не раз признавался, что красивая и молодая жена помогает ему сохранять любовь к жизни, тем более что в последние годы у него все чаще стали возникать проблемы со здоровьем. Два года назад появились слухи о необходимости срочной операции.

В сентябре 2021 года перенёс COVID-19, был ослаблен после болезни.
Увы, перенесенная в сентябре коронавирусная инфекция ослабила организм певца. На запись последних эфиров «Голоса» он приезжал уже в кресле-каталке, и даже на носилках.
«Александра Борисовича доставляли в студию на носилках, на таких, которые используют в скорых, на колесиках <…> Это даже не инвалидная коляска, а именно носилки - он был в горизонтальном положении», - поделились коллеги артиста. Они добавили, что народному артисту РФ приходилось даже ставить капельницы. Однако всю команду оставляли в полнейшем неведении - никто не знал, что происходит со знаменитостью. Ходили слухи, что Градский столкнулся с осложнениями из-за перенесенного коронавируса. После болезни он часто жаловался на боли в ногах, он даже почти не вставал с постели.
«Хоть и было видно, что Александру Борисовичу откровенно нехорошо, он никак не делал себе на это скидку в процессе записи», - поделилась съемочная группа.
Кроме прочего, у Александра Градского наблюдались выраженные проблемы с речью. Многие эпизоды с его словами приходилось вырезать, так как он говорил не совсем внятно. В результате получался брак и приходилось кардинально менять содержание передачи, где выступал мэтр.

Внезапный инсульт нанес последний удар по здоровью Градского. «До «итога» есть еще немного времени», - иронизировал он, отвечая журналисту «Известий» в 2012 году. Увы, времени оказалось до обидного мало...

В пятницу, 26 ноября, Градский попросил близких помочь ему добраться до ванной комнаты. В этот момент ему стало плохо - музыкант потерял сознание и не приходил в себя в течение часа. Медики доставили музыканта в больницу с подозрением на инсульт. Сообщается, что к ухудшению его здоровья привела перенесенная им в сентябре коронавирусная инфекция. Он жаловался на постоянные боли в ногах и практически не вставал. Градский лежал в нейрореанимации, у него произошел инфаркт головного мозга.
За жизнь певца последние 12 часов отчаянно боролись медики, однако спасти его не удалось.
28 ноября 2021 года в 02:10 по московскому времени певец скончался на 73-м году жизни в реанимации больницы



Коллеги Градского о творчестве композитора
Сведения о кончине музыканта подтвердил «Первый канал», а также выразил соболезнования его родным, близким и всем, кто будет любить творчество Александра Борисовича.

Первый канал скорбит об уходе Александра Градского - нашего друга, коллеги, учителя, самого успешного, одновременно строгого и чуткого наставника «Голоса». Это нестерпимая боль для всех, кто занят на проекте с момента его рождения 10 лет назад, для всех нас.

Градский, несмотря на плохое самочувствие, не бросил «Голос» до конца. Для него было принципиально важным участвовать в подготовке и съемках новых выпусков. Даже когда съемочная группа уговаривала наставника ограничить нагрузку и отдохнуть, Градский оставался на площадке. Его последние работы, созданные совместно с участниками проекта, еще только выйдут в эфир. Мы считаем своим долгом довести 10 сезон «Голоса» до конца в память об Александре Борисовиче. Решение о форме проведения финальных выпусков будет принято в ближайшее время.

Певица Вика Цыганова написала в своем Instagram пост, посвященный народному артисту. Она назвала Градского последним из эпохи совести, профессионализма и души.
Какая утрата! Александр, дорогой, как же так. Нереально поверить. Последний из эпохи совести, профессионализма, последний из эпохи души. Я благодарю тебя за благословение, которое ты мне дал. Спасибо огромное, человеческое, за твой могучий талант, достоинство личности, за тепло твоих добрых наставлений! Ты - лучший для меня наставник
Вика Цыганова
певица

Российский певец Дима Билан, выступивший в нетрезвом виде на свадьбе в Казахстане, объяснил инцидент тем, что был очень уставшим, поскольку не спал трое суток. Он отметил что его переживания были связаны с состоянием попавшего в больницу Александра Градского, находившегося в тяжелом состоянии. В своем Instagram он выложил несколько сториз, в которых рассказал, что он расплакался после концерта из-за ситуации с Градским.
«Не дай бог, чтобы он не выздоровел. Пожалуйста. Пусть будет здоров. Умоляю», - сказал певец.
Билан записал свои сториз 27 ноября, а 28 ноября стало известно, что Александр Градский скончался.

Другая наставница, певица Пелагея, назвала на своей странице в Instagram Александра Градского «порядочным, принципиальным, трогательным и бескомпромиссным человеком, всегда выбирающим сторону истины и добра».
«Сегодня Мастер закончил свой путь на Земле. Но никогда, никогда не стихнет этот удивительный, поднимающий до вершин, голос. Никогда свет от этой энергии, от этой жизни не угаснет в тех, кто имел счастье видеть его, слушать его, быть его учеником, работать с ним. Наш недосягаемый и родной Александр Борисович, мы любили, любим, и будем любить Вас», - сказала Пелагея.

Участница проекта «Голос» из Новосибирска Елизавета Шарипова, в свою очередь, призналась, что смерть ее наставника в телепроекте стала для нее настоящим шоком. По ее словам, как и все участники, она видела, как плохо чувствует себя Градский, но надеялась на лучшее.
Пусть земля ему будет пухом. Я не так много общалась с Александром Борисовичем, но видела, что он часто дает артистам нужные советы, подмечает тонкости и сразу видит талант. Да, мы с ним не всегда ладили, но я все равно его уважала. Думала, что он выкарабкается
Елизавета Шарипова
певица

Участница команды певца и композитора Александра Градского в третьем сезоне шоу «Голос», победительница проекта Александра Воробьева рассказала, что в жизни Градский был добрым и искренним человеком с непростым характером.
«Всегда помогал с разными вопросами, касающимися не только творческой стороны, но и даже житейской какой-то. Мы всегда будем благодарны ему за все, что он для нас сделал! И, конечно же, это невосполнимая утрата для всей музыкальной среды… Знаете, он был строгим со всеми, но со мной он всегда был добр. Пожалуй, самое теплое воспоминание - это первая встреча всех ребят из команды у него дома - вот тогда я опять поняла, что он не такой как в телевизоре - грозный, а самый простой человек в общении и всегда поддерживающий во всех сложных ситуациях. Теперь он будет смотреть на нас сверху...» - сказала Воробьева.
Она добавила, что после окончания шоу «Голос» продолжала общение с Градским, поскольку с 2015 года работала на сцене его театра.

Участница «Голоса» Татьяна Качурина на своей странице в соцсети написала, что смерть Александра Градского «опустошительна».
«Ничто на земле не проходит бесследно»
Опустошение
Нет слов
Ком в горле
Мне удалось познакомиться с легендарным Человеком и великим Музыкантом.
Мы не так давно созванивались,
репетируя новую песню
Последнее,что он мне сказал «ну всё всё пока,зайка, учись пока я жив»
Я не могу в это поверить
Он умер.

Сергей Волчков, победитель 2-го сезона «Голоса» из команды Градского в свою очередь сообщил, что для него «это потеря очень близкого человека, друга».

Подопечные Александра Градского из текущего, 10-го сезона шоу «Голос» рассказали о работе с наставником, его характере и атмосфере в команде.
«Александр Борисович научил меня многому, я воспринимала его как своего дедушку, который и поругает, и скажет дельный совет! Я благодарна Александру Борисовичу за то, что он услышал меня, услышал во мне то, что многие не слышат», - сказала Мирослава Кочева.
В свою очередь Юлия Коваль отметила, что Градский был «строгим, но чутким».
«Казалось бы, еще пару недель назад виделись на съемках, разговаривали, ставили номера, и тут такие новости. Один его комментарий мог быть настолько точным, что иногда я не понимала, как я этого не замечала раньше? С коллективом мы дружим, часто созваниваемся с некоторыми участниками, у нас есть общий чат, в котором мы все вместе общаемся. Были даже планы записать песни с некоторыми участниками», - добавила она.

Другая ученица Градского, Юлия Курганова, заявила об «очень принципиальном характере» наставника.
«Ширина его мысли меня всегда удивляла. Удивительное качество: просчитывать все до мелочей наперед и смотреть на участника куда-то в глубину», - отметила она. Кроме того, Курганова подчеркнула, что учиться у Градского было честью для нее.

Семья скончавшегося народного артиста попросила СМИ уважать их горе и частную жизнь.
«Для всех он был музыкантом, виртуозным певцом, композитором, народным и заслуженным артистом, неординарной личностью, человеком, который никогда не сдавался, наставником для молодых артистов. Для нас он был самым близким и родным человеком, которого мы безмерно любим и потеря которого для нас невосполнима», - сказали родные и близкие Градского.



Градский о музыке и политике:
- Я знаю, вы не любите про политику говорить…
- Я не считаю это нужным. Хотя… в СССР два раза издавали полное собрание Бунина - автора «Окаянных дней», - но не публиковали ни строчки Набокова, который, кроме «Юбилея» 1927 года - весьма сдержанного, презрительного, - про революцию как таковую вообще не писал. Для истинного музыканта по отношению к любой власти, в любой стране, к начальству любого ранга может быть только позиция эдакого спокойного сосуществования. В семидесятые годы я говорил на этой кухне все, что хотел, и собирал людей, каких хотел. И сейчас так же. Мне не нужны никакие награды - дают - спасибо. Не дают - не надо, ни четвертой, ни первой степени.
- Но вот Путин как раз сейчас вручает орден Темирканову…
- Четвертой степени, да. Но Темирканова это задеть не может - он все равно один из немногих гениальных музыкантов сегодняшнего дня.
- А кто еще?
- Башмет, конечно, Третьяков, Спиваков… Но они так устроены, что их тоже не волнуют никакие степени.



Градский не любил журналистов (изобретение издевательского термина «журналюги» приписывают именно ему), но мало кто из пишущих в нашей стране о музыке сумел пройти мимо его величественной во всех смыслах фигуры, возвышавшейся над «средним уровнем» культурного ландшафта. Его, наверное, можно было бы назвать культовым артистом, в том смысле что в течение десятилетий его почитали едва ли не как божество. Впрочем, для понимания Градского слушателю требовался известный и довольно высокий уровень интеллекта и интеллигентности. Увы, в последние годы таких становится все меньше... Однако сам Александр Борисович прилагал все возможные усилия, чтобы сохранить лучшее в людях, в том числе и участвуя в качестве судьи в популярном шоу «Голос».
У Градского было почти физиологическое, нутряное чувство прекрасного, именно поэтому, наверное, он никогда и не вписывался в «общую картину», оставаясь чуть в стороне - и впереди. В соединении со столь же врожденным перфекционизмом оно делало Градского почти идеальным артистом. Во времена, когда «звездой» может стать едва ли не каждый, кто умеет загрузить видео со своим кривлянием в соцсети, такое сочетание выглядело для многих архаичным, но парадоксальным образом становилось и все более востребованным. Публика начинает уставать от «артистов» с татуировками на лбу; все чаще песни Градского можно было услышать и в телеэфире, и просто в компаниях, даже молодежных.



Прощайте, Александр Борисович.
Спасибо за всё. За чудесную музыку, за талант и оригинальность. За служение чистому искусству. За то, что затрагивали глубинные струны души.
Вечная память.



искусство, некролог, музыка, культура

Previous post Next post
Up