Ушел из жизни российский режиссер Александр Рогожкин, снявший картину «Особенности национальной охоты».
Кинорежиссеру было 72 года. Рогожкин скончался после продолжительной болезни вечером 23 октября. Причина его смерти пока не называется.
Место и дата похорон режиссера станут известны позднее.
Александр Рогожкин был наиболее известен как автор серии фильмов «Особенности национальной охоты» (1995 год), «Особенности национальной рыбалки» (1998) и «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000), ставших культовыми. Рогожкин - один из режиссеров и сценаристов первого сезона сериала «Улицы разбитых фонарей», а также один из создателей сериала «Убойная сила». Среди других известных фильмов режиссера - «Кукушка» (2002) и «Блокпост» (1998). Также известен как автор фильмов «Перегон», «Игра», «Чекист».
Лауреат Берлинского кинофестиваля за фильм «Караул», победитель конкурса «Кинотавр» и обладатель премии «Ника» за ленту «Особенности национальной охоты». Обладатель главного приза Московского международного фестиваля, премий «Ника», «Золотой Орел» за фильм «Кукушка».
Рогожкин родился в 1949 году в Ленинграде.
В 1972 году окончил Ленинградский государственный университет с дипломом историка-искусствоведа.
В 1971 году начал работать художником на Ленинградском телевидении. В 1974-1977 годах был художником-декоратором на киностудии «Ленфильм» и в то же время учился на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. В 1982 году окончил ВГИК, где занимался в мастерской Сергея Герасимова.
За этими строчками в биографии - трудный и тернистый путь в кино. Путь Александра Рогожкина в кино не был простым. Он успел отучиться на искусствоведа в родном Ленинграде, год отслужил в специальных моторизованных частях милиции, еще два отработал декоратором на «Ленфильме». Затем провалил поступление на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, но попал во ВГИК - в мастерскую к живому классику советского кинематографа, режиссеру «Молодой гвардии» и «Тихого Дона» Сергею Герасимову. Когда Рогожкин закончил учебу, ему было уже за тридцать - и ни любимым студентом мастера, ни образцовым выпускником он не стал: его диплом «Рыжая... Рыжая» Герасимов и вовсе раскритиковал, не оставив от картины камня на камне. И Рогожкин вернулся в Ленинград.
Известность пришла к режиссеру только в 1990-м, с выходом на экраны «Караула». Причем сразу как скандальная (а какой еще эффект могла произвести в Советском Союзе эпохи распада картина, снятая по взбудоражившей страну трагедии Артура Сакалаускаса, призывника, который из-за дедовщины пошел на массовое убийство), так и респектабельная - «Караул» наградили призом им. Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве. Этими путями в исполнении Рогожкина были тотальный, нервирующий зрителя психологический перегруз - и камера, движения которой в сотрясаемом солдатскими разборками вагоне для зэков создавали удушающий клаустрофобный эффект.
«Караул» (1989)
Так Рогожкин на время стал одним из самых интересных имен в отечественном авторском кино, и если его радиоактивную притчу, исследовавшую тропы Чернобыля в советском подсознании («Третья планета»), не заметили из-за того, что ее выход пришелся на турбулентную осень 1991-го, то уже следующий фильм режиссера «Чекист» удостоился премьеры в Каннах. На самом престижном фестивале планеты этот сеанс бади-хоррора в застенках террора был освистан. Сейчас, впрочем, очевидно, что Рогожкин во многом опередил свое время, предугадав фестивальные тренды следующего десятилетия: рядом с фильмами Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке, Ульриха Зайдля «Чекист», провокационно избегавший психологизма и предпочитавший ему эротику смерти, смотрелся бы уместнее, чем в контексте перестроечного кино начала 90-х, когда он был заклеймен «чернухой».
«Чекист» - художественный фильм из проекта «Русские повести»; драма, поставленная режиссёром Александром Рогожкиным в 1992 году. Картина снята по повести Владимира Зазубрина «Щепка» (1923). Главный герой - начальник губернского ЧК, принимающий участие в бессудном вынесении приговоров и расстрелах сотен людей. Лента была представлена в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 1992 году. В наши дни, когда идёт ресоветизация, явно поощряемая властями, такой фильм вряд ли бы рискнули снимать...
Приговор чекисты выносят сами, он неизменно молниеносен, почти всегда одинаков и безоговорочен: расстрел. Пытаясь соблюдать «революционную законность», которая, по их мнению, заключается лишь в отдельном рассмотрении каждого конкретного дела, «судьи» превращают зачитывание списков в рутину: их «суд» настолько бездушен и бездумен, что они могут приговорить к смерти самих себя.
После вынесения приговора заключённых выводят из камер и отправляют в подвальную душевую, где приказывают раздеться, ставят по пять человек к стене и расстреливают в затылок. Затем трупы выволакивают наружу, откуда ежедневно выезжает грузовик, переполненный телами казнённых людей.
О том, что он в состоянии снимать не только мрачное экзистенциальное кино о своем странном времени, Рогожкин заявил миру в 1995-м. И как! «Особенности национальной охоты» доказали, что полноценный народный хит может появиться даже в эпоху тотального раздрая национального кино. История выезда на охоту группы сильно пьющих представителей русского народа (плюс один невинный в плане беспробудного пьянства финн) стремительно стала VHS-блокбастером, взорвала рейтинги в телеэфире и впечатляющими гайдаевскими темпами разошлась на цитаты. «Водку?! Водку - буду». «Михалыч? А мы думали - медведь». «Корову на мясо, экипаж под арест».
«Особенности национальной охоты» как будто напомнили стране: учитывая все, что происходит вокруг, бухать - не просто не зазорно, но и вполне оправданно.
«Особенности национальной охоты» (1995)
Сверхъестественный успех «Охоты» не мог не привести к идее взяться за сиквелы - и Рогожкин не подвел, в «Особенностях национальной рыбалки» и «Особенностях охоты в зимний период» отказавшись от лирических интенций оригинала и развернув с участием полюбившихся народу Михалыча, Кузьмича и компании натуральную алкобуффонаду, почти мультяшную по уровню пьянства и гэгов карикатуру на саму себя.
«Особенности национальной рыбалки» (1998)
Лично Рогожкин эти сиквелы не очень-то ценил: «Я нормально воспринимаю только первый фильм. А когда началось тиражирование, мне стало неинтересно», - делился он в интервью «Комсомольской правде». Не очень-то удалось и заработать: гонорар за «Особенности национальной охоты» был смешным. «Кончаловский сказал тогда, что если бы я снял такой фильм где-нибудь в Голливуде, мог бы всю оставшуюся жизнь спокойно жить на своей вилле, ни одной ноги не опуская с шезлонга», -
сокрушался в то время Рогожкин.
«Особенности национальной рыбалки»
Такая ситуация в индустрии заставила режиссера браться за несерьезные как будто для призера Берлинале и участника Канн заработки - например, работу в сериалах. Приход Рогожкина на телевидение, впрочем, оказался судьбоносным - причем не столько для самого режиссера, сколько для телевидения. Сняв первые несколько серий «Улиц разбитых фонарей», постановщик тем самым заложил фундамент для жанра ментовского сериала, который стоит на его находках и интонации по сей день. А когда «Улицы» - уже без его участия - стерлись до чистых клише, Рогожкин же показал, куда жанру идти дальше, в «Убойной силе», попутно превратив в общероссийскую звезду Константина Хабенского.
«Улицы разбитых фонарей» (1997)
«Убойная сила» (2000 - 2005)
До того как закончились 90-е, режиссер успел напомнить о себе и в авторском кино: его «Блокпост» фиксировал нарывы чеченской войны в формате камерной драмы, от первого до последнего кадра выдерживающей сокрушительную интонацию без особых манипуляций со зрительскими чувствами.
«Блокпост» (1998)
В 2002-м антивоенная линия в рогожкинской фильмографии продолжится и пытающейся разглядеть человека за идеологическим туманом Великой Отечественной «Кукушкой», а еще через несколько лет - эпическим в своих авиационных и мелодраматических перехлестах «Перегоном». Если первая вглядывалась в советского человека с той стороны фронта, то второй смотрит на чувственный русский мир уже глазами союзников-американцев.
«Кукушка» (2002)
В 1996 году Рогожкин удостоился звания «Заслуженный деятель искусств РФ», а в 2004 году - «Народный артист России».
В разные годы его награждали премиями «Ника», «Золотой орел», «Кинотавр», а также призом Международного кинофестиваля в Карловых Варах.
Президент России Владимир Путин вручает режиссеру-постановщику, автору сценария Александру Рогожкину Госпремию в области киноискусства за художественный фильм «Кукушка», 2004 год
Режиссер Александр Рогожкин с наградами национальной кинематографической премии «Ника» за картину«Кукушка», 2003 год
Последние десять лет режиссер не снимал кино. В одном из редких интервью в 2019 году он объяснял "Комсомольской правде", что устал бороться с непрофессионализмом: «Здоровья на борьбу с непрофессионализмом уже не хватает».