Олимпийский чемпион в составе сборной СССР тяжелоатлет Юрий Власов умер в субботу, 13 февраля, в возрасте 85 лет. Первым о смерти именитого тяжелоатлета сообщил пауэрлифтер Михаил Кокляев. Спортсмен опубликовал соответствующий пост в Instagram.
Позже президент Федерации тяжелой атлетики России Максим Агапитов подтвердил эту информацию.
Главный тренер мужской национальной сборной России по тяжелой атлетике Олег Писаревский назвал возможную причину смерти олимпийского чемпиона Юрия Власова. Специалист рассказал, спортсмен мог умереть из-за оторвавшегося тромба. Писаревский отметил, что, по словам дочери Власова, утром 85-летний тяжелоатлет был в хорошем настроении, а затем ему резко стало плохо.
21 января сообщалось о госпитализации спортсмена. Тяжелоатлета доставили в реанимационное отделение, однако позже его состояние улучшилось.
Ушла из жизни легенда не только российского, но и мирового спорта.
Уроженец Донецкой области четырежды выигрывал золото чемпионатов мира и шесть раз становился чемпионом Европы. Также на его счету золотая медаль Олимпиады-1960. Спустя четыре года он завоевал серебро на Играх в Токио, уступив первое место партнеру по сборной СССР Леониду Жаботинскому.
За свою карьеру он установил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР.
Власов пользовался популярностью и за рубежом. Поклонником советского тяжелоатлета неоднократно называл себя киноактер Арнольд Шварценеггер.
С 1993 по 1995 год Власов был депутатом Государственной Думы РФ.
1959
Юрий Власов родился 5 декабря 1935 года в Макеевке (Донецкая область). Отец - Пётр Парфёнович Власов (Владимиров) (1905-1953) - разведчик, журналист и дипломат, специалист по Китаю. Мать - Мария Даниловна - родилась на Кубани, заведующая библиотекой (умерла в 1987 году).
С отличием окончил Саратовское суворовское военное училище (1953) и Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского в Москве (1959). По окончании академии получил звание старший лейтенант (специальность - инженер по авиационной радиосвязи).
В 1960-1968 годах - инспектор по спорту ЦСКА. В мае 1968 года подал рапорт об увольнении в запас; уволен в звании капитана.
Штангист Юрий Власов со своим тренером Суреном Багдасаровым на тренировке в спортивном зале ЦСКА, 1959 год
Юрий Власов поднимает штангу во время Международных соревнований на приз города Москвы, 1959 год
Юрий Власов всерьез занялся спортивной карьерой после окончания Суворовского военного училища и военно-воздушной академии. С 1957-го он с переменным успехом соперничал с Алексеем Медведевым за лидерство в чемпионатах СССР, а уже спустя два года для него начался пятилетний период без поражений.
Весной 1957 года Власов впервые стал рекордсменом СССР в рывке (144,5 кг) и толчке (183,0 кг).
Первого успеха на чемпионатах СССР Власов достиг в 1958 году, заняв 3-е место (470 кг). А в 1959 году он захватил лидерство в тяжёлом весе, на соревнованиях не проигрывал до Олимпийских игр 1964 года.
Чемпион мира и Европы Юрий Власов на помосте, 1960 год
Первые серьезные международные достижения пришли к Власову на Играх 1960 года: в Риме советский атлет завоевал первую и единственную свою золотую олимпийскую медаль. С 1959-го по 1964-й спортсмен был лидером мировой тяжелой атлетики и победил на пяти чемпионатах Европы.
В 1959, 1961, 1962 и 1963 годах Власов побеждал на чемпионатах мира. Также он является пятикратным чемпионом СССР и шестикратным чемпионом Европы.
Командующий парадом спортсменов тяжелоатлет Юрий Власов (справа) на открытии III Спартакиады народов СССР, 1963 год
Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, штангист Юрий Власов во время соревнований, 1964 год
44-й чемпионат Европы по тяжелой атлетике в Москве, 1964 год. Юрий Власов устанавливает новый мировой рекорд, взяв вес 165 кг
За свою карьеру Власов установил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР.
На Олимпийских играх в Риме и Токио он был знаменосцем советской делегации.
Последним испытанием для Власова стала Олимпиада 1964 года. В драматичной борьбе с соотечественником Леонидом Жаботинским Власов, будучи фаворитом, неожиданно упустил золото и остался с серебром.
Советская Олимпийская команда на параде в день открытия XVIII Олимпийских игр в Токио в 1964 году. Знамя несет Юрий Власов
Сразу после Игр в Токио Власов принял решение завязать со спортом, но в какой-то момент был вынужден вернуться из-за финансовых проблем, в связи с чем официально завершил карьеру тяжелоатлета в 1968 году - в это же время он уволился из армии. Позднее олимпийский чемпион переквалифицировался и стал писателем. Начав с рассказов и очерков, Власов опубликовал более 25 произведений.
Юрий Власов в своем рабочем кабинете, 1973 год
С 1959 года Власов занимался литературной деятельностью.
Первая книга - сборник рассказов «Себя преодолеть» - вышла в 1964 году.
В 1968 году, после ухода из большого спорта и увольнения из армии, Власов стал профессиональным литератором. В последующие годы выходят повесть «Белое мгновение» (1972) и роман «Солёные радости» (1976).
Особняком стоит книга «Особый район Китая. 1942-1945» (1973), которую Юрий Власов опубликовал под псевдонимом отца (Владимиров). Книга стала результатом семилетней (как позже вспоминал Власов) работы в архивах, опросов очевидцев, в ней использованы дневники П.П. Власова.
Затем последовал долгий перерыв, в течение которого Юрий Власов писал в основном «в стол». В 1984 году была издана книга «Справедливость силы», а в 1989 году вышло её новое, переработанное издание (в книге указаны годы написания: 1978-1979 и 1987-1989). Автобиография по форме, книга содержит многочисленные экскурсы в историю тяжёлой атлетики, размышления о спорте и не только.
Большинство последующих книг Власова - исторические и публицистические, оба этих жанра тесно переплетены.
Наиболее монументальное произведение в творчестве Власова - трёхтомник «Огненный крест», жанр которого определён автором как «историческая исповедь». Власов рассказывал, что идея написать роман о революции появилась у него в 1959 году, и тогда же он начал собирать материалы. С 1978 года Власов перенёс несколько операций на позвоночнике; после тяжёлой операции 1983 года он приступил к созданию целостного текста. В 1991-1992 годах вышло двухтомное издание, в которое не вошло около трети написанного материала; в 1993 году вышло трёхтомное издание. В этой трилогии Власов делает вывод о тождестве ленинизма и фашизма и противопоставляет христианскую нравственность большевизму.
С 1985 по 1987 год Власов был президентом Федерации тяжелой атлетики СССР. С 1987-го по 1988-й он возглавлял - Федерацию атлетической гимнастики (бодибилдинга) СССР.
Власов не был далек от политики. Сначала он занимал руководящие должности в спортивных федерациях, а в 1989-м был избран народным депутатом. С 1989 по 1991 год Власов был народным депутатом СССР, осенью 1989 года вышел из КПСС.
В 1993 году Власов был избран в Государственную думу, победив как независимый кандидат в своем округе. В 1996 году баллотировался в президенты России. Предвыборная программа Власова предусматривала восстановление экономики и признание народно-патриотических идей как государственной идеологии. В своей программе тяжелоатлет выступал за объединение бывших советских республик в единое государство, защиту прав россиян за рубежом и восстановление системы социальных гарантий. По итогам первого тура он набрал 0,20% голосов, после чего отошел от общественной и политической деятельности.
Юрий Власов - депутат Государственной думы Российской Федерации, 1994 год
Актер и культурист Арнольд Шварценеггер во время встречи со своим кумиром, выдающимся советским тяжелоатлетом Юрием Власовым в период съемок фильма «Красная жара» в Москве, 1988 год
***
Я далек от того, чтобы идеализировать дореволюционное прошлое России, но то, что пришло ему на смену, никак не назовешь благом.
«Огненный Крест» написан не для доказательства того, что лучше - капитализм или социализм. В книге исследуются ленинизм и социализм изнутри, с позиции нравственной. Это главное.
Я не ставил целью сорвать зло на социалистическом прошлом своей Родины. Для подобных дел сочиняют не такие книги. Кто-то должен был возвысить голос против мракобесия ленинизма. Судьбе было угодно, чтобы этот жребий принял и я.
Основу исследования прошлого составили книги, изданные тогда же, в 1917-1924 гг., то есть до кончины Ленина (ни в коем случае не переписывания более поздних лет, уже враставших в «эпоху»). Это показания свидетелей тех событий, их боль, раздумья, нередко и пророческие предостережения…
Я искал и находил эти книги с великим тщанием, неутомимо, упорно - то были воистину сверхзолотые самородки, особенно издания 1918-1919 гг., открывающие непосредственную реакцию общества на Октябрьский переворот и вживление ленинизма в народный организм - его самый первый удар скальпелем по народному организму. Все эти книги (в зависимости от исторической ценности и самобытности) и использованы в той или иной мере в моем историко-литературном исследовании, а точнее, в одной горестной исторической исповеди.
Не уберегли Россию…
Однако книгу было бы опрометчиво рассматривать как сугубо историческое исследование, это не учебник по истории революции. Это всего лишь стремление вырвать из-под диктата власти-победительницы право единоличного и так называемого беспристрастного научного анализа новейшей истории России. Диктатура партии и ее генеральных секретарей наложила и здесь безоговорочные и однозначные оценки-приговоры.
История советского государства предстает сегодня уже не как славная борьба трудового народа с капиталистической несправедливостью, а как история становления, развития и укрепления бюрократической партийной диктатуры. Это история сведения участия народа в государственной жизни к чистой формальности. Это история жестокого и беспросветного насилия над народом именем партии, именем нового святого - Ленина. Все это заставляет другими глазами смотреть на ленинизм, революцию и Гражданскую войну. Совершенно другим предстает наше прошлое: не традиционно героическим, легендарным, а мучительно-кровавым восхождением в якобы светлое будущее. Обманное будущее. Великая революция октябрьских обманов.
За всеми «достоинствами» социалистического общества - кровь.
Историческая вина большевизма в том, что он убил все демократические движения в России, единолично присвоив все их права. И спустя два десятка лет после революции, уже не таясь, он заговорит одним голосом с Гитлером, что, в общем, неудивительно: природа того и другого явлений (большевизма и фашизма) - одной основы. Там и тут пружина жизни государств - тотальное насилие. Без него ни одно из этих государств не в состоянии было бы существовать.
Не столь уж был далек от истины итальянский диктатор Бенито Муссолини, когда в октябре 1939 г. заявил: «Большевизм в России исчез, и на его место встал славянский тип фашизма». Безусловно, суть власти на одной шестой земной тверди была им схвачено верно, за исключением сущего пустяка: эта власть с момента своего зачатия в ноябре 1917 г. уже являлась античеловечной.
И что поразительно и в то же время устрашающе: среди нас по-прежнему присутствует немало людей, готовых продолжать строить мир по-большевистски, насаждать «счастье» через насилие, «свободу» - через кандалы, лагеря и принуждение. Ничему не научила их история.
Это свидетельствует об опасном присутствии в обществе людей, противостоящих жизни, - не свободе, счастью, а жизни вообще.
«Антилюди» ждут своего часа, когда жизнь народа идет на излом - без этого не бывает истории. Тогда и они густо вливают яд в души людей.
У них такие же лица, руки, голоса - и потому они опасны. С виду ведь они такие же, как и мы, а существо у них совсем другое. Солнце одинаково греет людей и тварей.
Ленинизм - это жуткое действо в масках. Настоящего нет, настоящее скрыто под масками.
Советская система как родилась, так и держится благодаря насилию. Отпусти удила насилия - и общество погрузится в хаос.
Ленинизм в понимании Системы - это не счастье людей, как цинично втолковывают им чуть ли не с рождения, и не теория революционного преобразования общества, а особое, господствующее положение партийно-бюрократической касты. Именно так каста прежде всего и главным образом понимает ленинизм. «Массы» - это лишь материал, на котором созидается ее благополучие. Ни слезы людей, ни горе, ни бедствия страны не имеют значения.
Порожденную ленинизмом государственную систему отличает бесплодность. Другие верования и государства оставили о себе память в тысячелетиях соборами, дворцами, рукописными и печатными памятниками культуры. А марксизм со своим детищем КПСС? Горы черепов? Блочные дома? Устав КПСС?..
Ленинизм как государственная доктрина опасен и трагичен для судеб государств, так сказать, вдвойне. Разрушаясь, государство социалистического типа неизбежно становится добычей чужеродных сил, ибо вместо него остается пустота, ничто. Ленинизм - это тот мост, через который происходит массированное вторжение инородных сил в национальное государство. Его земля, богатства, народ становятся добычей кого угодно, вплоть до авантюристов и мощных мафиозных структур. В этом еще одно каиново дело ленинизма.
Власов Ю. «Огненный крест»