В Белграде в возрасте 67 лет умерла бывшая бортпроводница Весна Вулович, пережившая падение с высоты 10 тыс. метров после авиакатастрофы, которая произошла в январе 1972 года над немецким городом Хермсдорф.
Она не отвечала на звонки друзей, из-за чего те забеспокоились и попросили полицию проверить ее квартиру. Стражи порядка нашли тело бывшей стюардессы 23 декабря в ванной комнате. Смерть наступила несколько дней назад.
Весна Вулович была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как человек, переживший падение без парашюта с самой большой высоты в истории. Все члены экипажа и пассажиры, кроме Весны, погибли в авиакатастрофе. Спасатели нашли 22-летнюю стюардессу под обломками. Она получила многочисленные травмы, но чудом осталась жива.
Авиакатастрофа 44-летней давности, которую пережила Вулович, предположительно, произошла из-за взрыва бомбы, пронесенной на борт лайнера McDonnell Douglas DC-9-32 хорватскими националистами-усташами.
Стюардессой Весна Вулович стала случайно. Окончив среднюю школу, она поступила в университет. Зачарованная, как и многие другие молодые люди того поколения, песнями «Битлз», Весна выбрала для себя английское отделение и стала изучать английский, чтобы понимать своих кумиров. После первого курса она отправилась на стажировку в Англию, чтобы совершенствовать язык. А вот после ее возвращения домой произошла встреча, круто изменившая жизнь Вулович. Один из ее школьных товарищей к тому времени выучился на пилота и летал на самолетах югославской компании JAT. Он-то и посоветовал Весне освоить специальность стюардессы международных авиалиний, чтобы раз в месяц наведываться в столь любимый Лондон. Да и финансы девушки требовали пополнения. В 1971 году она впервые поднялась в небо. К моменту трагедии она еще не закончила свое обучение и не имела постоянной работы.
22-летняя Весна Вулович не должна была лететь на этом рейсе, но из-за ошибки авиакомпании направлена на него вместо другой бортпроводницы с таким же именем (Весна Николич). На день катастрофы Весна ещё не окончила обучение и в экипаже находилась в качестве стажёра.
25 января 1972 года экипаж, в котором стажировалась Вулович, прибыл в Копенгаген, где должен был сменить пилотов, пригнавших самолет из Стокгольма. Как впоследствии вспоминала сама Вулович, у нее сложилось впечатление, что ее более опытные коллеги как будто что-то предчувствовали - они много говорили о своих семьях, покупали им сувениры...
26 января 1972 года самолёт DC-9-32 Jugoslovenski Aerotransport (JAT, международное название - Yugoslav Airlines) совершал перелёт по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград на участке Копенгаген - Загреб. На борту находилось 28 человек, из них 5 членов экипажа, включая стюардессу Весну Вулович, и 23 пассажира. Взлёт, набор высоты и выход на воздушную трассу прошли в обычном режиме. Полёт проходил на высоте около 10 тысяч метров.
Спустя час после взлёта DC-9 прошёл очередную точку маршрута: приводную радиостанцию Hermsdorf в Восточной Германии и занял высоту 10 160 метров. Вскоре самолёт неожиданно разрушился: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Обломки упали рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии (теперь территория Чехии). При этом крупные части фюзеляжа оказались не более километра друг от друга, тогда как обычно разрушения на большой высоте приводят к существенному рассеиванию фрагментов.
По данным официального расследования, до разрушения в воздухе системы самолёта работали в штатном режиме, а пилоты находились на своих местах. Экспертиза не обнаружила в крови лётчиков алкогольных или наркотических веществ. Сигналов бедствия или сообщений о поломках на землю не передавалось. Самолёт был сравнительно новым: начал эксплуатироваться менее чем за год до катастрофы.
Причиной трагедии назван взрыв в багажном отсеке в передней части фюзеляжа. Спустя 10 дней после катастрофы, Служба государственной безопасности Чехословакии представила фрагменты будильника, который был определён как часть взрывного механизма. Подозревались в организации теракта последователи хорватской ультраправой организации «Усташи». Однако официально преступление осталось нераскрытым, а имена террористов не установлены...
Когда произошёл взрыв Весна Вулович работала в пассажирском салоне. Она сразу потеряла сознание, и впоследствии не смогла вспомнить, что делала и где именно находилась (в средней части фюзеляжа или в хвосте).
Из находившихся на борту 28 человек выжила только сербская стюардесса. Она упала без парашюта с высоты 10 160 метров и выжила, что было признано мировым рекордом.
Местные жители оказались на месте падения обломков самолёта раньше спасателей. Они разбирали фрагменты и пытались найти выживших. Все члены экипажа и пассажиры, кроме Весны, погибли. Спасатели нашли 22-летнюю стюардессу под обломками. Крестьянин Бруно Хонке обнаружил Весну, оказал ей первую помощь и передал прибывшим медикам. Удивительно, но девушка чудом осталась жива после падения с такой высоты.
- Громкий взрыв, очень яркий свет и невыносимый холод - вот и все, что я помню о той катастрофе, - рассказала Весна Вулович. - На меня наткнулся местный житель, немец Бруно, который во время Второй мировой служил в вермахте. Нащупал пульс, понял, что у меня сломан позвоночник, поэтому не стал двигать мое тело и сразу вызвал помощь.
Весна находилась в коме и получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза.
27 дней девушка находилась в коме, для полного выздоровления ей понадобилось 16 месяцев.
По словам самой Весны Вулович, первое, что она попросила, вернувшись в сознание, - покурить...
Она каждый день теряла память - наутро забывала о том, что произошло с ней с того момента, как вошла на борт (память восстановилась через несколько месяцев, а сам взрыв женщина вспомнила лишь лет через 25). Врачи уверяли: Весна никогда не сможет ходить. Она смогла - правда, училась этому 4,5 года.
- Не знаю, как я смогла выжить, - говорила Вулович. - Ведь на такой высоте человек умирает практически мгновенно - сердце разрывается от нехватки воздуха. Доктора предполагают, что причина везения может быть в моем низком кровяном давлении. Но почему я не разбилась всмятку - этого вообще никто понять не может. Не иначе как Бог меня спас.
По воспоминаниям Весны Вулович, страха полётов у неё не появилось, так как момент катастрофы она не запомнила. Поэтому после выздоровления девушка пыталась вернуться к работе стюардессой в Yugoslav Airlines, но в итоге получила офисную должность в авиакомпании, где и продолжала работать.
Выйдя наконец-то из больниц, где она провела не один год, Весна отправилась на работу - восстанавливаться в должности стюардессы. Коллеги смотрели на нее, как на умалишенную: пережить такое и снова бесстрашно садиться в самолет? Ее категорически отказались брать в полет, предлагая уволиться и навсегда забыть об авиации. Но Вулович настаивала на своем: ничего особо страшного не произошло, лётное дело она любит и изменять ему не намерена.
- Но чиновники не вняли моим доводам - дали офисную работу в авиакомпании, - жаловалась Весна. - А жаль. Я так хотела снова в небо! Так что с тех пор летала только как пассажир.
В 1977 году вышла замуж (развелась в 1992 году). Детей нет.
Чудесное спасение принесло Весне Вулович славу. Книга рекордов Гиннесса в 1985 году, спустя 13 лет после катастрофы, признала ее человеком, пережившим падение без парашюта с самой большой высоты в истории. Любопытная деталь: когда Весна приехала в Лондон, на церемонию вручения сертификата о занесении в Книгу рекордов, одновременно с ней аналогичный документ получал Пол Маккартни, кумир ее юности.
А в Российской книге рекордов Гиннесса на первом месте - Лариса Савицкая. В 1981 году самолет, в котором она возвращалась из свадебного путешествия, столкнулся в воздухе с военным бомбардировщиком. В течение 8 минут обломок самолета, на котором сидела Лариса, падал с высоты 5200 метров. Девушка приземлилась на березовую рощу. Она получила несколько переломов, потеряла почти все зубы, но смогла соорудить себе временное укрытие, в котором двое суток ждала помощи. Савицкая, кстати, дважды рекордсмен: как выжившая после падения с максимальной высоты и как получившая ... минимальную сумму компенсации физического ущерба - 75 рублей!
В девяностые Весна Вулович стала одним из видных критиков сербского лидера Слободана Милошевича. В 2000 году Весна Вулович активно участвовала в событиях, которые привели к его отставке.
Весна Вулович умерла в декабре 2016 года у себя дома в Белграде. 23 декабря её тело было обнаружено после вскрытия квартиры полицией, куда обратились друзья женщины, обеспокоенные, что она несколько дней не появлялась на улице и не отвечала на телефонные звонки. Причина смерти властями не раскрывается.