Умер в возрасте 78 лет от тяжелого онкологического заболевания Народный артист России Альберт Филозов. Последние 5 лет у него была онкология, но он работал до последнего. По отзывам тех, кто с ним работал, он был глубоко верующим человеком.
Филозов сыграл более 100 ролей в театре и кино, в том числе в фильмах «Вам и не снилось», «Тегеран-43» и «Человек с бульвара Капуцинов». Среди других его известных лент - «Мэри Поппинс, до свидания!», «Рыжий, честный, влюбленный», и «Расмус-бродяга», а также сериалы «Бедная Настя» и «В круге первом»...
Рязанцам он памятен тем, что возглавлял военный оркестр Рязанского училища связи.
Альберт Филозов родился 25 июня 1937 года в Свердловске. (ныне Екатеринбург). Получил профессию токаря, работал на Государственном подшипниковом заводе N6.
В 1955 году был принят выездной комиссией в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Станицына). Окончив учёбу в 1959 году, сезон 1959-1960 проработал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского у М. М. Яншина, вводился на роли Е. П. Леонова. В 1960-1961 гг. служил в театре имени Ермоловой.
В 1961 был призван в армию, отслужил два года в сапёрном батальоне. Затем он командовал военным оркестром Рязанского училища связи, послужил и в «Матросской тишине».
В 1963 вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (в котором формально числился до 1990 г.). Работал с М. О. Кнебель и А. А. Поповым играл в спектаклях Анатолия Васильева («Первый вариант „Вассы Железновой“», 1978 и «Взрослая дочь молодого человека», 1979).
C 1982 репетировал c Анатолием Васильевым в Театре на Таганке пьесу Виктора Славкина «Серсо», премьера которой состоялась в июле 1985 года.
С 1989 играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы».
На киноэкране он дебютировал в 1968 году в фильме «Сыны отечества». На счету актера более сотни киноработ - в частности, Филозов играл в фильмах «Мэри Поппинс, до свидания!», «Человек с бульвара Капуцинов», «Васса», «Тегеран 43», «Рыжий, честный, влюбленный», в сериале «Бедная Настя» и других.
Филозов даже в самых патетических эпизодах не впадал в пафос и не рубил руками воздух, он изображал сыгранных им персонажей красками не яркими, но выразительными, его лицедейство было многоликим, а мастерство - отточенным. Тихий и загадочный эконом Гацевич из фильма В. Рубинчика «Дикая охота короля Стаха», и артистичный палач Шернер в «Тегеране-43» А. Алова и В. Наумова, и рохля-отец в «Вам и не снилось»...
Он романтичный, положительный, всегда с серьезными намерениями, небогатый, но честный, или стремящийся быть таковым. Он Расмус-бродяга из детского телефильма и посмешище постоялого двора - великодушный рыцарь из спектакля «С приветом, Дон Кихот» театра «Школа современной пьесы», которым руководит Иосиф Райхельгауз. Самый большой успех актеру принесли спектакли Анатолия Васильева в Театре имени Станиславского «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо», которые в свое время заставили «оттаять» и очнуться целому пласту московской интеллигенции. Широкому же зрителю Альберт Филозов стал известен после выхода на экраны фильмов «Тихоня», «А вам и не снилось…», «Ночные забавы»… Всего он снялся более чем в 100 картинах.
В 1991 - 1995 Филозов был мастером (совместно с Арменом Джигарханяном) актёрского курса во ВГИКе, преподавал в РАТИ.
В 2007 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив на сцене театра «Школа современной пьесы» совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2×2=5».
В 2004 году актер удостоился Ордена Дружбы.
Умер 11 апреля 2016 года после тяжелой болезни.
Из интервью
- Когда вы поняли, что актерство - ваше призвание?
- В детстве мне и в голову не приходило стать актером. Я рос без отца, которого расстреляли, когда мне не исполнилось еще и года. Мама была из деревни. Наверное, мне повезло, что еще школьником пристрастился к чтению, книги читал запоем. Летом меня отправляли в лагерь. И именно там выяснилось, что у меня хороший голос. Стал ходить в Свердловский Дворец пионеров, пел сольную партию Медведя в детской опере, нас даже записывали на радио в сопровождении симфонического оркестра. Потом голос у меня сломался, но любовь к музыке осталась, даже мечтал о карьере музыканта, собирался стать дирижером. Но случилось так, что к нам в Свердловск приехал на гастроли МХАТ. Здесь был объявлен набор в Школу-студию. К этому времени я только что закончил школу. Поступать на актерский факультет не собирался, так как не думал, что меня могут принять с моими внешними данными. Но на приемные испытания меня буквально затащили друзья. Видимо, потому что я нисколько не волновался, мне удалось успешно пройти все три отборочных тура. Так я и оказался в Москве.
- Учились легко?
- Напротив, было очень трудно. Мешали моя провинциальная необразованность, невоспитанность, мои слабые физические данные, потому что я никогда не занимался спортом, мне тяжело давались сценическое движение и танец. Со мной на курсе учились Слава Невинный, Женя Лазарев, Саша Лазарев, Алла Покровская, Володя Кашпур, Гена Фролов, Таня Лаврова…
- Альберт Леонидович, вы родом из Свердловска, это нынешний Екатеринбург, а как известно там была расстреляна и похоронена царская семья. В связи с этим вопрос: ходили какие-нибудь легенды по этому поводу?
- Я жил в квартале от этого загадочного места, в том доме размещался партархив, все окна были заколочены. Конечно, тогда у меня не было никакого отношения ни к императору, ни к его семье, но от того дома постоянно веяло ужасом. А напротив стоял Дом пионеров, в котором я занимался пением - в детстве у меня был хороший голос. В те годы Свердловск был городом всякого сброда, отребья человеческого, туда ссылали далеко не самых лучших людей, там ни у кого нет корней, все ниоткуда. И город такой же, как и его жители: изгажен черно-коричневыми, чудовищной архитектуры зданиями - жалко город.
- А ваши корни куда уходят, судя по фамилии, вы не с Урала?
- Мой отец приехал в Россию из Польши в 27-м году, строить социализм. А мама и вся ее родня крестьяне с юга Украины, они переселились в Сибирь во время Столыпинской реформы, жили зажиточно, потому что семья была большая. Когда маме было пять лет, ее отец отправлял в поле собирать колоски. А потом, в начале тридцатых деду кто-то шепнул: «Уезжай, все равно тебя раскулачат». И семья переехала в Свердловск. Дед был грамотный, стал работать наборщиком в типографии. Помню, мама долго еще разговаривала на смеси русского и украинского языков. А отца не помню совсем - его расстреляли в 37-м году, когда мне не было и полугода. Тогда многих арестовывали: сверху спускали план по выявлению врагов народа, и наш секретарь обкома всегда старался его перевыполнить. Арестовывали всех подряд, взяли нашего дворника только за то, что у него нашли серебряную ложку, решили, что он наследство получил. Хотя скорее всего, попросту украл.
- То, что вы сын «врага народа» вам мешало?
- Может быть только, когда всех принимали в комсомол, я долго не подавал заявление, считал себя недостойным. Вступил лишь когда умер Сталин. А так детство у меня было, как у всех: играл во дворе, гонял футбол, дрался. Двор у нас был небольшой, но хулиганистый: один мальчик стал вором, другому отрезало ногу трамваем - катался на подножке и сорвался вниз. А я ходил петь в хоре, бегал в библиотеку - я очень рано научился читать, а книжек дома не было, поэтому библиотека стала вторым домом. Очень интересная история, связанная с нашим домом. Два одноэтажных дома в самом центре города: наш и дом напротив несколькими годами раньше, в период НЭПа выиграл в игорном доме брат моей бабки. Потом советская власть эти дома у него отняла. А когда мой дедушка с семьей переехал в Свердловск, его поселили в этот самый дом.
- Об актерской профессии мечтали с детства?
- И не думал об этом никогда, понимал, что с моими внешними данными в артистах делать нечего, все получилось случайно. К нам в Свердловск приехал на гастроли МХАТ, был объявлен набор в Школу-студию. В то время я только-только закончил школу. Друг буквально силой затащил меня на экзамены, за компанию. Понятно, что я совершенно не волновался, поэтому успешно прошел все три отборочных тура и поехал в Москву сдавать общеобразовательные предметы. Москва мне понравилась сразу, и я решил, что больше никогда из нее не уеду. Когда мы учились, то жили в общежитии за Рижским вокзалом, в бывших казармах, где раньше размещали пленных австрийцев. Там было довольно холодно. Помню, бывший известный артист, а ныне священник Владимир Заманский спал на кровати у окна, а прямо на него из огромной щели в стене падал снег. А летом на вокзале прямо на платформе торговали арбузами, фруктами, ночью все это оставалось бесхозным и мы, конечно воровали эти арбузы.
- А заработать денег, чтобы не воровать не пробовали?
- Халтура была: озвучка, массовка, но времени не хватало, когда учились, мы были заняты по 24 часа в сутки: с утра до ночи на лекциях, а потом еще в общежитии этюды разыгрывали. У нас был замечательный курс: Толя Ромашин, Саша и Женя Лазаревы, Слава Невинный, Алла Покровская, Наташа Журавлева, Татьяна Лаврова, - сейчас все народные, со многими дружу. На телевидении делали программу о нашем курсе, собирали всех на 25-летие.
- Неужели помимо учебы не было никаких романтических историй: все молоды, красивы, самое время влюбляться?
- Естественно, все мужчины по очереди были влюблены в Алочку Покровскую, она была самая изящная, самая умная, самая воспитанная - не любить такую просто не возможно. Большинство из нас были из провинции, неотесанные. Помню, поначалу я остро ощущал свою провинциальность. Когда приехал на мне было бобриковое тяжелое пальто до пят по свердловской моде, ширина штанов внизу достигала 32 сантиметров, хотя в Москве в то время уже носили брюки-дудочки. Оглядевшись по сторонам, я быстренько сузил штаны и подрезал пальто. И так было во всем: мне долго пришлось приспосабливаться к столичной жизни и привыкать к столичным девушкам, я очень их стеснялся. Поэтому особенно трепетно отзывался на заботу наших девочек-москвичек, которые всегда старались нас поддержать, подкормить.
- Сейчас у вас совсем маленькие дочери. Но это же не первый ваш брак?
- Первый раз я женился после института.
- На однокурснице?
- Нет, она не была актрисой и вообще не имела никакого отношения к искусству. Познакомились как-то банально, в компании. Я мало что помню, это было давно.
- Но между тем, говорят, что вы ради нее бегали из армии в самоволку. Как вообще вас угораздило попасть на службу?
- Это был год, когда забирали всех подряд: министерство культуры ссорилось с военным ведомством. Я закончил Школу-студию, стал работать в театре Станиславского. Но так получилось, что я играл одни замены: Евгений Леонов как раз начал много сниматься, и я был вынужден играть его репертуар. Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова». Отмучившись год, я ушел в театр Ермоловой. А тут меня и в армию забрали. Я служил в саперном батальоне и тянул лямку, как все, так и не признавшись, что я артист. Трудно было, полное бесправие, жестокость, чуть зазеваешься, останешься без еды. Но я через это прошел. Ну а потом… Моя жена ходила по всяким инстанциям, писала бумаги и, в конце концов меня перевели в Москву: последние пол-года я служил на Матросской тишине, был младшим сержантом. Офицеры на ночь уходили домой, а мы по очереди убегали через забор в самоволку, а утром до подъема возвращались. Ни разу не попался. Когда я вышел из армии, режиссера, который меня брал в театр Ермоловой «съели», и я вернулся в театр Станиславского, где прослужил еще двадцать лет.
- Вы неохотно говорите о своих женщинах, но между тем, вторая жена родила вам сына, поэтому о ней нельзя не упомянуть. Кто она?
- Она окончила театроведческий факультет и осталась работать во ВГИКе. Познакомились тоже как-то банально, и вся романтика нашей семейной жизни заключалась только в том, что жили мы на даче в Серебряном бору. Тогда существовала такая организация «Мосдачтрест», и можно было легко, заплатив каких-то 9 рублей в месяц снять прекрасную дачу, деревянную, в несколько комнат. Я завез дрова, топил печь, и мы прекрасно жили там почти год. Летом на выходные к нам приезжали друзья, мы устраивали вечеринки - было весело и романтично. Потом «халява» закончилась.
- Вас довольно много снимают в кино. Первое приглашение на съемки помните?
- Это было ужасно, мне даже стыдно за тот поступок, за собственную трусость. На третьем курсе меня пригласили на пробы фильма «Зеленый фургон». Попробовали и тут же утвердили, пообещали договориться об освобождении меня от занятий… У нас в студии было строгое правило: пока учишься, сниматься нельзя, за нарушение тут же отчисляли. Потом, правда через год или два восстанавливали, если картина получалась удачной, но тем не мене отчисления боялись все. Я тоже боялся - очень не хотел возвращаться домой, в Свердловск. И вот я полетел в Одессу подписывать контракт, буквально на полтора часа, меня встретили в аэропорту, там же дали бланк: «Заполни здесь, поставь подпись». Я спрашиваю: «А как с институтом?». Оказалось, что они ни о чем не договорились. И тогда я отошел попить воды и… сбежал. Уже объявили посадку, я бежал через все летное поле, а директор с администратором бежали за мной, подбегаю к самолету, а трап уже отвели, машу билетом, кричу… Хорошо самолет был небольшой, я подпрыгнул, ухватился, подтянулся и влез в незакрытую еще дверцу. И улетел. В наказание за мою трусость меня десять лет не снимали - пробовали, обещали, но до съемок дело не доходило.
- И как закончилась эта «холодная война» между вами и кинематографом?
- Совершенно неожиданно. Ассистент режиссера картины «Вид на жительство» ходила по театрам, искала актера «с ненадежной внешностью», и увидела в фойе мой портрет, разыскала, пригласила на пробы. Я думал, что, как обычно дело дальше фото проб не пойдет, но прямо с порога режиссеры переглянулись и в один голос произнесли: «Этот может». Оказалось, что мой персонаж - советский ученый, который едет за рубеж по туристической путевке и там остается. Так меня сразу утвердили на роль. Ко мне в партнерши пробовали таких замечательных, красивых женщин: Марианну Вертинскую, Людмилу Максакову, а выбрали Вику Федорову. Самое удивительное, что чуть ли не все, кто делал эту картину, уехали из страны. А я до сих пор здесь и уезжать никуда не собираюсь.
- Есть ли фильмы, за которые вам стыдно, которые хотелось бы вычеркнуть из списка своих работ?
- Скорее не за фильм, а за себя, за слабо сыгранную роль… «Великий укротитель», где моей партнершей была обезьяна, с которой у нас произошел творческий конфликт, в результате которого она меня покусала. Есть фильм, в котором я вообще не реализовался - «Расмус-бродяга». Поначалу меня снимали в бороде, образ вырисовывался интересным - мрачный бродячий певец. А потом режиссер решила сделать из меня красавца: меня побрили, надели белый парик, как потом выяснилось от Дорониной, ей не подошел, накрасили глаза… Да еще озвучили Олегом Далем. Так что я всех призываю: «Не смотрите мои фильмы!».
- Тем не менее, эти фильмы принесли вам популярность. Ее плодами приходилось пользоваться в корыстных целях?
- Ну, разве что билеты доставал на поезда и самолеты - раньше они были большим дефицитом. А больше ничего - начальство я не знал, по кабинетам никогда не ходил.
- А самое необычное проявление народной любви?
- Иногда в метро место уступают, а бывает, что смотрят в упор и обсуждают, наверное решают, почему я еду в метро - все же считают: раз артист, должен ездить на машине. Пожалуй, самое необычное, когда у меня попросили автограф в винном магазине. На бутылке с «Портвешком» я его дал.
- Можете назвать свое самое большое желание?
- Дожить до того времени, когда мои дочки выйдут замуж.
...В третьем браке у Филозова родилось две дочери-двойняшки, одна из них скончалась, другая, Анастасия, живет с матерью. И вот эта его семья, которую он любил, и как рассказывают в театре, носился с дочерью, отказалась его принять...
В результате позвонили сыну Андрею - с ним актер не общался, как будто бы говорили и со второй женой Аллой (по профессию она театровед) и бывшая семья сразу сказала: «Да, конечно, везите». Так Альберт Филозов вернулся к своей второй семье.
Несколько дней назад в этом доме в Трехпрудном переулке его навестил Иосиф Райхельгауз, и вот что он нам рассказал о последних днях жизни своего любимого актера:
- Я с ним разговаривал позавчера, он уже очень был плох, но абсолютно в сознании. Просто ему очень тяжело было говорить.
- О чем вы говорили?
- Мы, как все живые дураки, старались бодро с ним разговаривать. Я говорил: «Альберт Леонидович, сейчас главное накопить силы, у вас скоро премьера (он репетировал Башмачкина в «Шинели/Пальто»), потом у нас гастроли большие в Петропавловск-на-Камчатке». Он меня слушал с легкой полуулыбкой и только повторял: «Очень устал, очень устал». Я уходил на кухню посидеть с сыном, а он засыпал. Потом на следующий день к нему пришла наш директор Аня Гроголь со своими двумя девочками, и он очень радовался их приходу.
Сыну Альберта Филозова, в доме которого он и скончался, уже за 50, он закончил историко-архивный институт. Его характеризуют как интеллектуала, хорошего специалиста, автора философских статей. Но главная его характеристика - поступок в отношении отца. И который он поступком не считает. Так поступают нормальные люди.
Ну а законная супруга актера все эти дни, как рассказали нам в театре, много хлопотала об оформлении завещания на дом в Жаворонках. Умирающий артист, по нашим сведениям, все бумаги подписал.
(
отсюда)
Ну что тут сказать? Наверное, не надо терять голову и увлекаться молодыми дамами. Не факт, что она будет ухаживать за умирающим и достойно проводит в последний путь...
Источники:
Альберт Филозов: «Хочу дожить до свадьбы дочерей»Бес в реброЭтот многоликий ФилозовФилозов, Альберт Леонидович Упокой, Господи.
Вечная память.