10 января умер певец, актер и автор песен Дэвид Боуи. В таких случаях принято говорить "Ушла легенда". Личность действительно легендарная...
Боуи скончался в возрасте 69 лет, два дня спустя после своего 69 дня рождения и выхода нового альбома Blackstar («Черная звезда»). Последние 18 месяцев жизни он боролся с онкологическим заболеванием, говорится на его официальной странице в
Facebook: «Дэвид Боуи мирно скончался в кругу семьи после бесстрашной борьбы с раком на протяжении 1,5 года».
О дате и месте похорон там ничего не сообщается, а его поклонников просят не беспокоить семью в эти дни.
Слухи о нездоровье Боуи ходили уже несколько лет, но официально о раке он не объявлял. Последнее «живое» выступление музыканта состоялось в 2006 г. на благотворительном концерте в Нью-Йорке.
Узнать о диагнозе и никому не сказать, записать альбом, посвященный собственному умиранию, выпустить его в свет на свой день рождения, и через два дня отойти в мир иной...
У него был миллион образов: исполнитель детских песен и порочная звезда глэм-рока, гей-скандалист и добропорядочный семьянин, смертельно бледный наркоман и пышущий здоровьем адепт фитнеса и бокса,- этот застенчивый по натуре, но невероятно амбициозный человек наполнил собой популярную культуру до краев. В отличие от многих своих ровесников, Боуи умудрялся быть всегда актуальным. Ему удавалось всегда двигаться в авангарде новых течений. Модное сегодня может выглядеть нелепым десять лет спустя, но это не про Дэвида Боуи.
На протяжении карьеры музыканта были проданы более 136 миллионов пластинок - с этим результатом он вошел в десятку самых успешных артистов в истории популярной музыки Великобритании. Всего в его творческом наследии 26 студийных альбомов и больше 100 синглов. За полвека карьеры в шоу-бизнесе он пробовал себя в разных ролях, в том числе и в кино («Человек, который упал на Землю», «Престиж», «Последнее искушение Христа»).
Дэвид Боуи (имя при рождении - Дэвид Роберт Джонс) родился в лондонском районе Брикстон. Его родители поженились в сентябре 1947 года, вскоре после его рождения. Мать Дэвида, Маргарет Мэри Пегги (урождённая Барнс), имела ирландские корни. Она работала билетёром в кинотеатре, а его отец Хэйворд Стентон Джон Джонс - в отделе кадров благотворительного фонда Barnardo’s. Семья жила на улице Стэнсфилд-Роуд, расположенной между южными районами Лондона - Брикстоном и Стокуэллом. Один из соседей вспоминал: «Худшее место и время для детства, чем Лондон 1940-х, представить невозможно». Пока Боуи не исполнилось шесть лет, он учился в подготовительной школе Стокуэлла, где приобрёл репутацию одарённого и целеустремлённого ребёнка, а также непослушного скандалиста.
В 1953 году семья Боуи переехала в соседний пригород Бромли. Там Дэвид поступил в начальную школу Burnt Ash Junior School, расположенную на Рэйнджфилд-Роуд (сейчас эта школа известна как Burnt Ash Primary School). В 1957-1958 годах он состоял в футбольной команде школы. Вокальные способности Дэвида в школьном хоре оценивали как «удовлетворительные», игру на флейте лучше средней. В возрасте девяти лет он начал посещать открывшиеся классы музыки и хореографии, где показал удивительные творческие способности: учителя называли его интерпретации «ярко художественными», а его координацию «удивительной» для ребёнка. В том же году его интерес к музыке получил дополнительный стимул. Отец принёс домой коллекцию американских пластинок Фрэнки Лаймона and The Teenagers, The Platters, Фэтса Домино и Литла Ричарда. Впоследствии Боуи скажет о «Tutti Frutti»: «Я слышал Бога». Большое впечатление на него произвёл Элвис Пресли: «Я увидел, как моя кузина танцевала под… „Hound Dog“. Прежде я не видел, чтобы что-либо заставило её встать и настолько её потрясло. Сила этой музыки произвела на меня действительно незабываемое впечатление. Я стал покупать пластинки сразу после этого случая». К концу следующего года Боуи заполучил укулеле и самодельный бас и начал участвовать в скиффл-сессиях с друзьями. Одновременно Дэвид увлёкся игрой на фортепиано. Его сценические номера были в стиле почитаемых им Пресли и Чака Берри. Участники местного скаутского движения Wolf Cub описывают их как «завораживающие… подобно чему-то с другой планеты». Тем временем, Боуи провалил общенациональный выпускной экзамен, после чего отправился учиться в технический колледж Bromley Technical High School, ныне известный как Ravenswood School For Boys.
В 15-летнем возрасте между Боуи и его другом Джорджем Андервудом произошла драка из-за девушки: Андервуд, носивший перстень на пальце, ударил Боуи в левый глаз, из-за чего последнему пришлось оставить школу на четыре месяца, чтобы врачи, опасавшиеся, что он потеряет зрение, смогли провести ряд операций и предотвратить слепоту. Пока Дэвид лежал в больнице, его брат Терри приносил ему книги, тем самым знакомя с Керуаком и Оруэллом. Врачам не удалось полностью восстановить зрение, в результате травмы у Боуи возникло дефектное восприятие глубины поля зрения. Боуи заявил, что, хотя он и может видеть своим травмированным глазом, восприятие цвета утрачено (постоянно присутствует коричневый фон). Зрачок травмированного глаза стал мидриатичным, что создало впечатление различного цвета глаз у Дэвида. Несмотря на драку, Андервуд и Боуи остались хорошими друзьями, Андервуд создавал иллюстрации для ранних альбомов Боуи.
Перейдя от пластмассового саксофона к реальным инструментам в 1962 году, Боуи в возрасте 15 лет организовал свою первую группу The Kon-rads, игравшую рок-н-ролл с гитарной основой на местных вечеринках и свадьбах. В её состав входило от четырёх до восьми участников, и Андервуд был среди них. Год спустя он ушёл из Bromley Technical High School и сообщил родителям о своём намерении стать поп-звездой. Мать быстро нашла сыну работу в качестве помощника электрика. Разочарованный ограниченными амбициями своих товарищей по группе, Дэвид оставил The Kon-rads и перешёл в другую команду - The King Bees, после чего написал письмо новоиспечённому миллионеру Джону Блуму, сделавшему состояние на продаже стиральных машин, предлагая ему «сделать для нас то, что Брайан Эпстайн сделал для Битлз, и… заработать ещё один миллион». Блум не ответил на предложение, но передал его Лесли Конну, партнёру Дика Джеймса. (который издавал песни Битлз вместе с Эпстайном), что привело к заключению первого контракта Дэвида Боуи с менеджером.
В начале 1960-х Боуи выступал под своим собственным именем или под псевдонимом «Дэйви Джонс», имевшем два написания - Davy и Davie, что создавало путаницу с Дэйви Джонсом из The Monkees. Чтобы избежать этого, в 1966 году он взял псевдоним Боуи в честь героя Техасской революции: будучи большим поклонником Мика Джаггера, он узнал, что «джаггер» в переводе со староанглийского означает «нож», поэтому Дэвид взял себе похожий псевдоним (нож Боуи - тип охотничьих ножей, названный в честь Джима Боуи).
Днём рождения «Дэвида Боуи» считается 14 января 1966 года. Именно в этот день он впервые появляется под таким именем с группой The Lower Third на обложке пластинки «Can’t Help Thinking About Me».
В 1960-х Боуи искал подходящую форму для самовыражения - некоторые называют это маской. Одними из первых масок Боуи стали образы немного кислотного исполнителя детских песенок и длинноволосого женоподобного декадента времен хиппи.
Однако «дети цветов» были Боуи не по нраву. Его притягивала нью-йоркская компания, образовавшаяся вокруг «Фабрики» художника Энди Уорхола: упаднические персонажи, трансвеститы, отчаянные люди - те, кого Лу Рид описал в своих песнях Walk On The Wild Side и Chelsea Girls. Вся эта среда вдохновила Боуи на создание образа Зигги Стардаста, прославившего его и увековеченного в альбоме 1972 года.
В Нью-Йорке Боуи близко сошелся со своим кумиром, лидером The Velvet Underground Лу Ридом. Он также разыскал молодого музыканта, которого тогда мало кто понимал и которого обычно считали просто склонным к саморазрушению идиотом - Игги Попа. Боуи восхищался его группой The Stooges, считая Попа настоящим авангардистом. Впоследствии Боуи изрядно помог своим кумирам в трудные времена: спродюсировал альбом Рида Transformer (1972), ставший классикой глэм-рока, а также несколько альбомов Игги - Idiot (1976), Lust For Life (1977), Blah Blah Blah (1986).
Боуи так много возился с Игги, что пошли слухи об их гомосексуальной связи, отраженные в фильме 1998 года «Бархатная золотая жила». Однако Боуи нередко помогал молодым музыкантам - например, при его активной поддержке в 2000-х годах прославилась американская группа TV On The Radio.
В 1969 году у Боуи появился первый большой хит - Space Oddity. После выхода альбома Rise And Fall of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars (1972) Боуи стал большой звездой. Ему было 25 лет. Его марсианский глэм-стайл сильно отвлек молодежь от стадионного рока Led Zeppelin и Deep Purple. В этом альбоме Боуи изобразил жизнь классической рок-звезды, тем самым обозначив свое отстраненное отношение к шоу-бизнесу и заодно как бы «заговорив» себя от повторения обычного рок-звездного сценария «взлета и падения». Но некоторых издержек жизни рок-звезды он все-таки не избежал: пристрастие к кокаину едва не свело его в могилу в середине 1970-х и аукнулось сердечной болезнью 30 лет спустя.
В марте 1976 года музыканта арестовали в Нью-Йорке за хранение марихуаны. Он провел в полиции несколько часов, после чего обвинения с него сняли.
Не дожидаясь пока образ Зигги Стардаста превратится в самопародию, Боуи в середине 1970-х поменял его на новый - Тонкого Белого Герцога, наркотически бледного и модно-фанкового дэнди. Боуи знакомится с ушедшим из Roxy Music Брайаном Ино, отцом эмбиента, и записывает с ним дилогию Low (1976) и Heroes (1977).
1980-е были печальным временем для большинства музыкантов, начинавших в 1960-е. Кто-то из них выглядел удручающе несовременно, а кто-то старался гнаться за модой и выглядел нелепо. Боуи же - как и в остальные эпохи - влился в 1980-е «как родной». И не просто влился, а «возглавил восстание». Он был одним из самых успешных поп-звезд 1980-х: альбомы Let's Dance (1982), Tonight (1984), Never Let Me Down (1987), дуэты с Тиной Тернер, Миком Джаггером, песня с Queen, роли в кино.
Но по собственному признанию, все это время он пребывал в глубокой депрессии: успех и востребованность не радовали его.
Тогда он решает отодвинуть свое эго на второй план: Боуи собирает группу Tin Machine, в которой артист, обросший бородой, играет довольно свирепую музыку. Конечно, все поняли, что это просто игра, а не похороны сольной карьеры одного из самых богатых рок-музыкантов, но трюк сработал: Боуи воспрял, свернул Tin Machine и сделал в 1990-х несколько прекрасных экспериментальных альбомов: Black Tie White Noise (1992), 1 Outside (1995) и Earthling (1997), отпраздновав свое 50-летие в статусе вечно актуального артиста.
С сомалийской супермоделью Иман (справа), актрисой Мелани Гриффит и актером Доном Джонсоном на вечеринке в честь 25-летия журнала Rolling Stone, ноябрь 1992 года
После этих агрессивных альбомов музыкант неожиданно смягчился и записал два диска, которые критики восприняли как ностальгические: Hours... (1999) и Heathen (2002). В них Боуи спокоен, он размышляет о прошлом, вспоминает свои прежние роли и маски. Боуи и раньше был плодовит, а тут три великолепных диска за четыре года - и это на шестом десятке. Альбом Reality (2003) звучал очень бодро и свежо, - казалось, Боуи завалит всех своими новыми идеями, но отправившись в тур, он скоро слег после серьезной операции на сердце. И десять последующих лет Боуи не выпускал ничего, кроме переизданий своих прежних записей. Он помогал молодым артистам, но свой следующий альбом выпустил только в 2013-м, когда многие смирились с тем, что Reality станет последним диском великого музыканта.
The Next Day не был музыкальной сенсацией, скорее радовал сам факт возвращения Боуи. Артист не стал больше гастролировать, было понятно, что со здоровьем у него неважно. Осенью 2015 года окружение Боуи известило мир о том, что он готовит новый альбом, который удивит слушателей. Blackstar должен был стать возвращением Боуи в экспериментальную музыку, а получился его последней работой. И - учитывая, что Боуи создавал его, зная о своей смертельной болезни - завещанием музыканта, которое слушателям еще предстоит расшифровывать.
(
отсюда)
На церемонии открытия именной звезды на голливудской Аллее славы, февраль 1997 года
Такэси Китано, Дэвид Боуи и Том Конти на съемках фильма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», 1983 год
Кадр из фильма «Человек, который упал на Землю», 1976 год
С французской актрисой Катрин Денев в фильме «Голод», 1983 год