Голицын и фонарщики

Feb 17, 2009 09:01




Дом Романова

Дом под номером 7 по Тверскому бульвару известен как дом Романова, но прежде он и "обширные владения" в этом районе принадлежал князю Голицыну. Богатый дом Голицыных сохранился до наших дней. Он стоит во дворе владения №7. Его занимает НИИ экономики, информатики и систем управления (если у кого-нибудь есть фотографии, буду благодарна) и «Ресторан на мельнице». На бульвар раньше выходили только два флигеля усадьбы, они и перестроены в то здание "с ротондой", которое мы привыкли видеть от Никитских ворот.






Голицыны были богатейшей фамилией царской России. К сожалению, я так и не нашла, кому именно принадлежала усадьба на Тверском бульваре. Скорее всего это Михаил Александрович Голицын (1804-1860), библиофил, книгочей, владелец коллекции картин, посланник России в Мадриде.



Комната князя Голицына, неизвестный художник

О владельце усадьбы известно, как я уже говорила немного. Однако именно ему москвичи обязаны тем, что за его счет на бульваре были установлены фонари, и он же оплачивал их работу.

Тут я опять затрудяюсь сказать, какие именно фонари установил князь на бульваре.

Первыми в Москве появились масляные фонари. Их появление связывается с тем, что двор Анны Иоановны переехал на время в Москву в 1730 году. Она издала указ «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей». В указе говорилось о установлении на центральных улицах на столбах и по стенам домов через каждые 10 саженей фонари со стеклянным колпаком и с нитяным фитилем, заправляемые не свечкой, а маслом. Обязанности по их заправке и починке, равно как и связанные с оными расходы, были возложены, как это обычно водилось в старину, на мирных обывателей. Фонарное освещение в то время предусматривалось «для зимних ночей», то есть на сезонный период с 1 сентября по 1 мая, причем только на 18 ночей в месяц - в остальные фонари заменяла луна.

Фонари эти светили плохо, и до полуночи их не хватало, потому что масло, которым заправляли фонари было конопляное, и по проверке масляного двора «чисто, для пищи приятного вкуса, но горит не так светло, потому что оно сделано из сырых коноплей, другого же из сухих коноплей в привозе нет». Поэтому в кашу фонарщикам оно подходило больше нежели для освещения улиц.

еще одной особенностью масляных фонарей было то, что они брызгали на прохощих маслом. «Далее, ради бога, далее от фонаря - писал Н. В. Гоголь в "Невском проспекте", - и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом».




Через 120 лет масло сменил спирт. "Отсюда как раз и пошло выражение "офонареть". Какой же выпивоха мог пройти мимо очередного фонаря?! Так что после нескольких "остановок" челове хорошенько напивался, и в народе звали его офонаревшим. Когда генерал-губернатором Москвы был знаменитый и страшный Закревский, брандмайор Беринг, заведовавший городскими фонарями, приказал добавлять в вожделенный фонарный спирт отвратительную пахучую жидкость, чтобы отбить у любителей выпить всякое желание побаловаться бесплатным «угощением». Приготовив это пойло, он позвал самого заядлого пропойцу-фонарщика, приказал ему залпом осушить весь стакан и осведомился: «Ну, как?» «Ничего, ваше превосходительство! Крепенько, а так пить можно», - услышал он в ответ от крайне довольного солдата. Еще и поэтому в Москве в середине XIX века одновременно со спиртоскипидарными стали внедрять другие, принципиально новые, виды городских фонарей."

Если щедрый князь Голицын установил на Тверском бульваре спиртовые фонари, то это должно было здорово отразиться на его кошельке.

К слову о фонарщиках. Это была работа не из легких, потому что на одного как тогда говорили «фурманщика» приходилось примерно по 20 фонарей, а к началу XIX века по 150, расставленных по улицам на протяжении около 6 километров. Цех это был веселый и неунывающий, несмотря на то, что обязанности их были тяжелы и многотрудны, а довольствие весьма небогатым - фонарщики были приравнены к нижним армейским чинам.

Однако уже в 1862 году на смену спирта пришел керосин. Но если первые фонари на Тверском бульваре были керосиновые, то их появлению мы обязаны Сергею Михайловичу Голицыну - сыну Михаила Александровича. Это подтверждает тот факт, что в Москве, в отличие от столичного Петербурга, городское освещение долгое время обеспечивалось именно частными предпринимателями, заключавшими договор с городскими властями и получавшими благодаря этому весьма солидный доход. Неудивительно, что европейские компании, уже имевшие в этом деле солидный опыт, с вожделением смотрели на Москву.

В 1863 году Московская Городская Дума объявила торги на установку 2200 керосиновых фонарей, выиграл французский подданный Ф.Боаталь. А уже с 1 мая 1865 года Москва стала освещаться исключительно керосином (тогда его называли «фотоген», это слово какое-то время обозначало и сами фонари нового типа).

А уже с 1880 года в Москве было в основном газовое освещение, которое постепенно сменялось электричеством. На открытии памятника Пушкину горели "газовые канделябры и восемь электрических яблочковских фонарей". Однако газовым освещение оставалось еще до 1926 года. Во время боев на Тверском бульваре в 1917 году, Паустовский вспоминал: " Вскоре второй синий факел вспыхнул на противоположной стороне бульвара. Это пули разбили горелки газовых фонарей, и горящий газ начал вырываться прямо из труб. При его мигающем свете огонь тотчас усилился."




По воспоминаниям современников фонари Голицына на Тверском бульваре были разноцветные. Не обошлось и без фонарно-амурных историй: "когда, в 70-х годах XIX века, впервые были установлены фонари на бульварах, у москвичей появились излюбленные места для гуляний, а у бульваров - специализации. Так, по воспоминаниям современников, Тверской получил среди горожан прозвище «эротический» (завидная преемственность, однако!), Пречистенский бульвар считался самым благонамеренным, а Страстной носил промысловый характер."




http://cityforms.ru/obekty/fonari_gorodskogo_osvesheniya.htm
http://gin-rich.ya.ru/replies.xml?item_no=1440&ncrnd=1497



Алексей Н navey_photo

дом Романова, фонари, современное фото, усадьба Голицыных, дом 7, 19 век, особняки

Previous post Next post
Up