Начало Вторая часть Первым постоянным представителем или как тогда говорили "агентом" Швеции в Москве стал бывший офицер и ревностный служака Юхан Меллер, получивший назначение весной 1631 года.
Он уже было вступил в должность и пообвыкся, но в 1632 году неожиданно скончался в Москве. Швеция, не долго думая, назначила «агентом» его жену - Катарину Столпиа. Видно передовые взгляды были тогда в моде. Однако Москва таких передовых взглядов не одобряла, и официальных полномочий за Катариной не признала.
В 1634 году в Москву приезжает Петер Крусебьорн. Он пробудет здесь 14 лет, занимая пост резидента, что по рангу было выше, чем агент.
Въезд иностранного посольства в Москву XVII века, Кугач Ю.
К этому времени Вечный мир со Швецией подошел к концу. Дружить против Речи Посполитой стало сложно, русские войска капитулировали полякам под Смоленском, а шведы столкнулись с серьезными проблемами на "германском" фронте. Россия заявила, что отказывается от продления торговых льгот шведскому королевству. Да и в дальнейшем пребывании шведского резидента в Москве отпала необходимость. Однако Швеция не собиралась так легко сдаваться, посольство свое не отозвала, а продолжала пользоваться тем, что оставалась единственной страной, имевшей своего постоянного представителя в Москве.
Пользовались этим и сами резиденты, будучи представителями купеческого сословия, они сами активно участвовали в проведении торговых операций в российской столице. Некоторые из купцов-резидентов за время своего пребывания в первопрестольной задолжали российским партнерам столь значительные суммы, что властям приходилось насильно удерживать их в Москве до решения вопроса с долгами на дипломатическом уровне. Одним из таких злостных неплательщиков был уже упоминавшийся ранее Петер Крусебьорн, которому в общей сложности довелось провести в Москве долгих четырнадцать лет, из них пять лет - по воле российского правительства.
Вопрос о возвращении на родину шведских резидентов регулярно поднимался на переговорах со Швецией. Так русские послы, прибывшие в 1649 году в Стокгольм ко двору королевы Кристины, без обиняков заявили Ее Величеству, что было бы лучше, если бы она отозвала своего резидента из Москвы и более не присылала своих представителей в русскую столицу. Те, по мнению московитов, все равно ничем другим не занимались, кроме как продажей "адского зелья" - табака!
Королева Швеции Кристина Русские послы жаловались также на то, что сменивший Крусебьорна на посту резидента Карл Поммеринг в одном из официальных обращений запутался в титулах Великого князя Алексея Михайловича. По тем временам это было серьезнейшей ошибкой, которая могла повлиять на отношения между двумя державами. Поскольку и в Стокгольме были не слишком довольны Поммерингом, Кристина приняла решение отозвать незадачливого резидента домой. В наказание за допущенные ошибки последний должен был за собственный счет одеть, обуть и накормить положенную ему по статусу свиту, которая сопровождала его до русско-шведской границы.
Алексей Михайлович Тишайший
В 1655 году королева Кристина отрекается от короны, а в 1656 году вспыхнула война между Швецией и Россией. Война длилась два года. Русские подданые, неожиданно для себя оказавшиеся на территории противника, по традициям военного времени, были арестованы, а их имущество и товары конфискованы. В это время Шведское подворье, находившееся в Москве, использовалось как гостиница для зарубежных послов, прибывающих по делам службы в российскую столицу.
В 1661 году после подписания сторонами Кардисского мирного договора, подтвердившего, что между Швецией и Россией опять Вечный мир, то есть "неизменность всех основных пунктов столбовского соглашения 1617 года". Отдельно подтверждалось право сторон иметь торговые дворы-представительства в Швеции и России. Тем не менее, позиция российских властей в отношении постоянных представителей Швеции в Москве не изменилась - при каждом удобном случае шведам указывали на нежелательность их дальнейшего пребывания в российской столице.
Царь Алексей Михайлович принимает в Грановитой палате Кремля шведского посла. 1674 г. Из альбома Пальмквиста. Художник Олеарий. Государственный Исторический музей.
Вечный мир продлился до 1700 года, когда Северная война сделала излишним поиск каких-либо компромиссов. После заключения Ништадского мирного договора (1721) и открытия шведской миссии в Санкт-Петербурге, представительство Швеции в Москве утратило былое значение. Во второй половине XVIII - первой половине XIX века здесь находились лишь специальные представители шведской короны, отвечавшие за управление шведской собственностью за рубежом. Последний из них - Юхан Сундлер, скончался в 1845 году.
Теперь я дам вам отдохнуть, а потом расскажу как Россия и Швеция дворами менялись.