"Арабская" кондитерская

Oct 13, 2008 18:23



"Ночь. Тверской бульвар" Автор: Константин Юон

"...Прекрасный, благоухающий резедою и освежаемый фонтанами Тверской бульвар! Он привлекает многочисленную публику, которую во все лето увеселяла музыка, а под осень - иллюминация одного частного человека, а потом и другого. Обширная галерея («Арабская» кондитерская посреди бульвара) наполнялась дамами, приезжавшими туда с работою. Искательные мужчины занимали их живым шутливом разговором, смех почти не прерывался, бульвар был местом приятнейшего соединения каждый вечер..."

Это описание, относящееся к 1826 году, сохранилось в известном тогда «Дамском журнале», издателем которого был Петр Шаликов.





Кондитерская на плане 1852 года

Активное формирование кольца бульваров началось уже после победы над Наполеоном. Зелень открытых дворов, окружавших особняки, сливалась с зеленью бульваров, объединяя их с застройкой. Так цепь бульваров становилась осью целостного архитектурно-ландшафтного ансамбля. По отзывам современников, особенно хорош был Тверской бульвар, в четыре ряда обсаженный липами. Здесь были разбиты пышные цветники, устроены фонтаны, зеленые беседки, выстроен изящный павильон Арабской кондитерской, расставлены удобные скамейки, играла музыка, устраивалась иллюминация.



Видно, как купол кондитерской возвышается над деревьями.

"...Кофейня на средине Тверского бульвара стоит как раз на том месте, где возвышалась когда-то одна из балшен Белого города. На правой стороне внешнего проезда, прямо против кофейни, сохранился барский дом Вырубовых (№ 23), первой половины 19 века, ныне приспособленный под театр, дом выдается изяным лепным орнаментом. Рядом с ним, в глубине переулка, приютилась небольшая церковь Иоанна Богослова. На противоположной сторон бульвара находится здание градоначальства..."
Из "Путеводителя по Москве" под редакцией Сабашниковых, 1917 год.



И на этой панораме начала века тоже виден купол.

Сооружение кондитерской (кофейной) располагалось там, где примерно сейчас установлен памятник Сергею Есенину.

"...Я московский озорной гуляка.
По всему Тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку..."

В начале XX века бульвар и кофейная, находившаяся напротив театра им. Пушкина, становятся любимым местом встреч московских художников, особенно тех, кто отличался левыми политическими взглядами.



На фотографии 20-х годов, сквозь ветви, еще просматривается здание кофейной.

В повести Александра Чаянова "История парикмахерской куклы" повествование начинается около той самой кофейной:
"...Московский архитектор М., строитель одного из наиболее посещаемых
московских кафе, известный в московских кругах более всего событиями своей
личной жизни в стиле мемуаров Казановы, - однажды, проходя мимо кофейной
Тверского бульвара, почувствовал, что он уже стар.
Кофейная, некогда претворенная в одной из картин Юона, вечерняя
фланирующая толпа и желтые ленты московских осенних бульваров, обычно столь
радостные и бодрые, погасли в его душе. Осенняя сутолока города, автомобили
Страстной площади, трамвайные звонки, вереницы проституток и мальчишки,
продающие цветы, оставляли его безучастным..."

Спасибо большоеmadiken_old за помощь в создании поста.

арабская кондитерская, 19 век, живопись, 1920-е

Previous post Next post
Up