церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной

Oct 13, 2008 09:24

Все опять начинается с загадок. Бронники в Москве селились в двух слободах: Большой и Малой. Почему им понадобились две слободы непонятно. То ли тесно им было, то ли одни делали броню для рук и ног, а другие - шлемы? Москва всегда полна загадок. Так вот, если слободы было две, то и церковь у каждой слободы бронников была своя. Бронники из Большой слободы ходили к Иоанну Богослову, а Бронники Малой слободы ходили в храм Воскресения Словущего на Малой Бронной, которая к слову сказать в те времена называлась Воскресенской - по имени церкви. (UPD. Слобода была одна - дворцовая Бронная. Спасибо i_ss1 за поправку. Но вопрос о двух церквях все равно волнует!) Воскресение Словущего - это особенный праздник, "который только называется, или слывет - раньше говорили "словет" - Воскресением, в противоположность Воскресению Иисуса Хриса после ужасной смерти на кресте. Словущим Воскресеньем называли восстановление храма в Иерусалиме."



До начала XVII века церковь, как и большинство храмов в Москве была деревянная. В 1689-1690 году окольничий Семеон Полтев дает деньги на строительство каменной церкви. Церковь стоит до пожара 1812 года. В отличие от Большой Бронной слободы и Палашей, Малая Бронная сильно пострадала во время Наполеоновского пожара. Храм выгорел и не подлежал восстановлению, в 1817 году московским церковным начальством его было решено разобрать.

Здесь опять начиется загадка. В округе было много церквей. И Иоанн Богослов, и Спиридоний на Козьем болоте, храм Большого Воснесения. Но прихожане Храма Воскресения Словущего "воспротивились" и не дали сломать храм. Они обещали восстановить ее, содержать сам храм и причт. И церковь осталась. вокруг древних стен, уцелевших от пожара, была построена церковь, колокольню и трапезную достраивали уже в 1832 году. Такой ее увидел Найденов.




Старые иконы не уцелели, зато в храме были древние книги и сохранились древние кресты. В 1835 году в юго-восточном углу отгорожен придел Иоанна Богослова. вот опять загадка. Два Иоанна Богослова почти на одном месте. Почему?

церковь была не богата, и поэтому, наверное, дома причта были деревянные. В таком вот деревянном домике священника останавливались Чернышевский и его мать в 1846 году. Он тогда ехал поступать в университет С-Петербурга, а священников в то время как раз был земляк его матери Григорий Степанович Клиентов.

Но уже никто не смог спасти храм в 1935 году. В 1938 году церкви уже нет, кирпич отдан на частное жилищное строительство под Москвой, а на месте церкви стоит школа номер 124. В 1930 года была у московского провительства такая программа, сносить церкви и на их месте воздвигать большие и светлые школы для советских детей. Хорошая программа, и придраться не к чему.




фотография с сайта школы № 124.

От церкви остались только деревянные домики причта, на их фоне почему-то фотографировали детишек, которые шли в школу. В этой школе училась моя мама, о назначение деревянных развалюшек она не знала. А ведь, наверное, именно в этом домике и жил будущий студент и автор бессмертного романа и вопроса "Что делать?" Чернышевский. На него бы дощечку повесить...




(кто узнает себя на фотографии, пишите :)

В 1980-х годах школу закрыли и объединили со школой 125.
Исправляю: Школа открыла свои двери 1936 году, в здании по адресу Большая Бронная дом 6, и практически 35 лет школьники выпускались во взрослую жизнь из этих стен. В 1973 году произошло объединение школы №124 и школы №125. И школа переехала в здание по соседству, на Малую Бронную дом 7, где располагается и по сей день.

(Спасибо m_i_s_t_e_r__x за исправления и за адрес сайта школы № 124)

Малая Бронная, школы, церковь Воскресения Словущего

Previous post Next post
Up