Получилось, что в блоге я часто «за злого полицейского» - рассказываю всякие редакторские ужасы:) Наверняка, у кого-то найдётся повод поведать кошмарик и про меня. Ведь кино - искусство не только прекрасное, но и грубое, коллективное и безжалостное.
Сегодня будет иначе. Конечно, хорошего много: иначе зачем в кино работать? Я обещала рассказать о позитивном опыте и завтра буду беседовать
о кино в блоге у Олега freedom. Говорить о том, откуда берутся сценаристы - не про ВГИК и другие творческие вузы, а про жизнь после того, как образование получено. И не обязательно кинематографическое.
Сценарист - профессионал штучный. Я за 6 лет работы ни разу не видела 100% "готового" автора среди новичков. Например: хирург вымыл руки после срочной операции и принёс великолепный сценарий, бери и снимай. Быть может, не хирург, а токарь или математик, или даже историк. С журналистами и литераторами - надо писать отдельно, там своя история.
Появление "готовых с улицы" случается так же часто, как и в любой другой профессии. То есть, почти никогда. Раз на тысячи, нет, на десятки тысяч.
Никто не пустит с ходу студента-медика делать операцию, или механика-любителя руководить производством. При этом, в сценарном деле много врачей, авиаторов, десятки или, быть может, сотни инженеров, а про гуманитариев и говорить нечего. Как, как они становятся профессионалами?
Любой специалист проходит свой сложный путь. И сценарист - тоже. Скажу унылую штуку: трудолюбие, усидчивость, умение слушать, идти на компромисс там, где надо, и твёрдо придерживаться своей линии - тоже только там где надо - гораздо важнее таланта.
Это кадр-шутка. Но! По мнению сценарных форумов, работа в редакторском отделе выглядит именно так:))))
Рядовой случай - довольно интересная завязка истории о буднях провинциального врача, но дальше творец не справляется с замыслом. Хорошая литературная зарисовка, не больше.
Звоню познакомиться: автор - врач, писал произведение с себя, а вот дальше своего опыта придумать - сил не хватило. Я могу дать общие рекомендации. Но, они не заменят отсутствия знаний, как и 100 прочитанных книг не заменят возможности послушать мастеров, посмотреть на других начинающих, обсудить не только свои, но и чужие работы (важно не только своё, но и чужое читать, обсуждать, думать).
Что делать? Первое. Учиться, смотреть и читать. Если есть возможность, то посетить сценарные курсы (не обязательно учиться 5 лет, можно годичные, но основу драмы надо изучить), а если можно получить дополнительное высшее образование - ещё лучше. Но, этот совет очень общий, базовый. Ведь знания ещё никому не гарантировали трудоустройство.
О том, как наш студент-медик может стать хирургом сценаристом.
Я уверена, что у каждого, кто жаждет писать, есть история-страсть, она важна для автора, как родное дитя.
Часто, это дитя ещё не умеет ходить, читать, писать и не знает таблицу умножения. Можно, конечно, обивать пороги кинокомпаний, принимать советы и отказы - опыт лишним не будет. К тому же, иногда повезёт получить какую-то смежную работу - от чего точно отговаривать не буду! Нет ничего лучше для вхождения "в дело". Но везёт не всем.
Параллельно, я бы рекомендовала отдать силы и конкурсам, питчингам и, внимание, новый формат - сценарным лабораториям, воркшопам.
Работники кинокомпаний говорят о том, что не хватает идей. Но, в любую компанию поступает огромное количество "новичковых" работ, с которыми неизвестно что делать. Не обязательно плохих (графоманов откинем, не о них сейчас), а просто недоделанных/недодуманных настолько, что нет возможности понять - стоит тратить ресурсы на доработку или нет.
Поэтому, в надежде на новые истории, идеи и фамилии авторов, редакторы и продюсеры смотрят конкурсы и питчинги. А сценарные лаборатории вроде нашей
Культбюро - прямая дорога к ним.
Два года я участвую в роли сценарного коуча в лабораториях (в позапрошлом году - полный метр, в прошлом году занималась телевизионными проектами). На моих глазах люди вошли в профессию. Конечно, не все, единицы.
В этом году я снова планирую заниматься телевизионной лабораторией.
Набор уже идёт. Если кто-то надумает - прошу строго соблюдать форму подачи заявки.
Ещё одна важная вещь на выходе из любого киношного воркшопа - важно даже не то, купят Вашу историю или нет, а запомнят ли Вас как автора. Иногда мы ищем авторов в подмогу или по какой-то теме, вспоминаем из тех, кого читали раньше. Например, между знакомством с талантливой сценаристкой (участницей лаборатории) и нашей реальной совместной работой прошло больше трёх лет... Да, это кино - искусство грубое и жестокое.
Устала писать, надо пометить себе не забыть отдельно написать про питчинг.
ЗЫ. Кое-что про путь редактора. Не будь у меня сегодня 6-ти лет работы со сценариями, не решилась бы написать этот пост.