Очень необычная, очень красивая и трагическая трактовка "Маленького принца" Антуанна де Сент-Экзюпери случилась во Дворце на Яузе, куда переехал театр "Современник" на время ремонта. Называется эта феерия "Не покидай свою планету". Это спектакль-фантазия, соединивший в себе драматического артиста, классических музыкантов, необычную сценографию, кинетические объекты и последние достижения в области видеоарта. Абсолютно потрясающий Константин Хабенский и столь же гениален Юрий Башмет с альтом. Я счастлив, что это видел. Выходишь просто ошеломлённый
01.
Идея постановки родилась у Константина Хабенского и Юрия Башмета несколько лет назад. И могла бы остаться на уровне замысла, если бы к его воплощению не был сначала привлечён птербургский режиссёр Виктор Крамер, придумавший спектакль целиком. Он объединил в себе четыре ипостаси, выступив как постановщик, автор литературной композиции, сценограф и художник по костюмам. Музыкальную партитуру спектакля создал композитор Кузьма Бодров. Помимо его авторской музыки в спектакле прозвучат фрагменты аранжированных им сочинений Иоганесса Брамса и Густава Малера. Полноправным партнёром спектакля стал Московский театр "Современник".
02.
"Не покидай свою планету" - это не попытка рассказать со сцены хрестоматийно известную историю о маленьком мальчике с золотыми волосами. Определяя жанр своеого спектакля как фантазию, его авторы не скрывают, что она достаточно вольная по отношению к оригиналу. Здесь Лётчик, потерпевший аварию в пустыне, не по-сказочному, а на самом деле умирает от жажды. Его воля, уходящие силы сосредоточены на одном желании - починить самолёт. Но жажда, песок и жара делают своё дело - сам того не осознавая, он начинает грезить.
03.
Авторы спектакля не отвечают на вопрос - явь или мираж этот мальчик, прибывший на Землю с астероида Б-612. Поначалу звёздный странник только мешает герою. В физической борьбе за выживание не до детских просьб, наблюдений и открытий. Лётчик спасает свою жизнь, своё тело, а Принц, подвигая его на поиск ответов на недетские вопросы, подталкивает его к другому пути - спасению духа.
04.
Все роли исполняет один артист. В одном случае это будет Константин Хабенский, чью гениальнейшую игру я имел честь видеть на пресс-показе спектакля, а в другом - Артур Смольянинов. Вместе с ними на сцене камерный оркестр "Солисты Москвы", за дирижёрским пультом - маэстро Юрий Башмет.
05.
Спектакль "Не покидай свою планету" выстроен так, что музыканты, наряду с артистом, существуют в нём как равноправные рассказчики истории Лётчика и Принца.
06.
Очень интересен момент, когда Хабенский-Лис выбирает зрителя и предлагает подружиться с ним: "Приручи меня!", - говорит он. И далее зритель с середины зала постепенно приближается к Лису. И вот они уже друзья, обнимаются. А потом, резко Лис говорит, что всё когда-нибудь кончается. И дружба тоже может кончится. В общем это надо смотреть. Там много скрытого философского смысла, над которым надо думать. Зритель, кстати, не подсадной. На каждом спектакле это будут разные зрители.
07.
30 и 31 марта в Дворце на Яузе зрители смогут увидеть этот потрясающий спектакль. И, вангую, что он станет номинантом на театральную премию "Золотая Маска"
08.
Константин Хабенский: "Идея возникла несколько лет назад. Для того, чтобы осуществиться идея или сразу должна реализоваться или побулькать. В результате у нас булькало-булькало-булькало и на нашей жизненной дороге показался Виктор Крамер, с которым мы поделились этой идеей и он нам предложил эту историю рассказать вот таким вот образом".
09.
Виктор Крамер: "Ответственность была большая, поскольку творцы яркие, маститые, и мне очень не хотелось огорчить их, тем что мы не найдём поиск и решение того материала о котором они говорили. "Маленький принц" в нашем представлении это диагноз. Это какой-то вирус, который поселяется в человеке, и дальше он не может уже смотреть на мир теми глазами, которыми смотрел до этого. Он становится, в хорошем смысле, болен. И я всем нам желаю такой болезни.
10.
Юрий Башмет: "Я нахожусь сейчас в состоянии ощущения значимости присутствия в своей жизни. Это настолько интересно наблюдать, как бешено увлечён Костя, то как придумал режиссёр. Я ведь не так давно увидел, во время репетиций, вашими глазами то, что вы видите. Моя задача и по ремеслу не простая, но очень интересная. Поскольку, когда начнётся музыка, когда её прекратить, в каком темпе? Не дай Бог это будет неудобно Константину. Но с ним очень легко в этом смысле, поскольку он представляет очень точно, как уложить этот текст по времени, чтобы это соответствовало музыке.
11.
Константин Хабенский: "Это один человек, который рассказывает историю. Мы, когда рассказываем историю, интонируем или не интонируем. Или рассказываем своим отношением к тому человеку про которого рассказываем. Мы каждый день общаясь с людьми и, рассказывая какие-то вещи, всё время меняем образа в зависимости от того, как мы относимся к этим людям. "Маленький принц" - это болезнь, это диагноз. Это не физическое существо. Это то, что поселяется внутри тебя и уже остаётся на всю жизнь. Либо находится нечто более серьёзное и сильное по воздействию и по восприятию мира, что вытесняет этого "Маленького принца" и входит на его место. Но в нашей версии и в версии, я так понимаю, непосредственно Экзюпери, нет такого варианта, который бы заменил то, что этот человек, умирающий в пустыне, грезящий, галлюцинирующий, то откровение, которое к нему пришло - ничего сильнее в его жизни не было. И он постоянно об этом рассказывает только для того, чтобы не забыть ту ценность, которая открылась ему однажды"
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Момент, когда зритель подружился с Лисом.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59. Юрий Башмет и Константин Хабенский на пресс-конференции после спектакля
60. Юрий Башмет
61. Константин Хабенский
62. Режиссёр Виктор Крамер
63. Композитор Кузьма Бодров