Развитие институтов гражданского общества и местного самоуправления

Jul 08, 2010 09:30

   Вчера прошло заседание Программного Совета на котором рассматривались изменения и коррективы 7го направления Стратегии, "Развитие институтов гражданского обществва и местного самоуправления". Мне доверили представлять проект от имени экспертного совета "власть". Впервые, наверное, решил написать себе полный текст (под катом) выступления (обычно не делаю этого, максимум - тезисы).


Развитие институтов гражданского общества и местного самоуправления.

Уважаемый Аркадий Михайлович, уважаемые члены программного совета. В соответствии с требованием времени, а также учитывая, что вопросы связи, коммуникаций и IT-технологий теперь структурно входят в VII направление «Развитие институтов гражданского общества и местного самоуправления», начать хочу с того, что предложу всем желающим получить все материалы по рассматриваемому вопросу на свои телефоны и коммуникаторы воспользоваться в течении заседания несколькими сервисами. Материалы можно получить включив функцию блютус, отправив запрос по смс, и отправив соответствующий запрос по электронной почте.

По инициативе Главы Екатеринбурга еще при самых первых эскизных набросках Стратегического плана в его структуре было закреплено отдельное направление, нацеленное на развитие институтов гражданского общества, на развитие местного самоуправления. До сих пор подобное направление является уникальным для муниципалитетов и субъектов федерации, разрабатывавших собственные стратегические планы. Одновременно в Стратегии 2020 развитию институтов гражданского общества уделено самое серьезное внимание. Считаем, что подобное направление в стратегии это наше ноу-хау. И при всей самоценности направления, его реализация является обязательным условием и фактором, способствующим успешной реализации всех других направлений, Стратегического плана в целом.

Потому что конечной стратегической (наверное, в полной мере никогда не достижимой) целью направления является создание условий для формирования гражданина, жителя города во всех отношениях грамотного, активного, граждански зрелого, готового и имеющего возможности самостоятельно решать свои вопросы политические ли, экономические ли, касающиеся любых сторон жизни. Гражданина знающего свои права, понимающего и желающего использовать механизмы их представления и защиты. Наверное, мы ведем речь о некоем идеальном горожанине. Но для развития любого муниципального образования надо, чтобы его жители были активны экономически, активны политически, активны в управлении собственным жилим комплексом и т.д.

Практика реализации программ и проектов направления демонстрирует в большей части верность избранных приоритетов, эффективность в целом, методов достижения формулируемых целей и задач, корректность и адекватность, в большинстве своем, целевых показателей. Оценивая вносимые в рамках актуализации и пролонгации стратегии изменения, можно отметить, что они (эти изменения) составляют около 20 процентов от общего «тела» текста направления и относятся большей частью к тактическим частным темам и вопросам.

Целевой вектор, основные задачи и стратегическое видение будущего не меняются.

Наверное, самое существенное и заметное структурное обновление в нашем направлении - это перемещение из V-го направления к нам программы «Связь - вызов века». Мы согласились с предложенным нам перемещением, прежде всего, потому, что под «связью» сегодня понимается не только и не столько техническая возможность для осуществления коммуникаций, а неотъемлемый необходимый компонент и условие существования гражданского общества, информационного общества, свободного во всех смыслах и отношениях гражданина. Содержание и технологии сегодня становятся единым целым.

Соответственно, сейчас в преломлении программ структура представляемого направления выглядит следующим образом (представлена на экранах и мониторах), включает в себя 5 стратегических программ.

Сейчас зачастую говорят об усилении регламентации на федеральном и региональном уровнях общественно-политической жизни, проявлении некоторых негативных тенденций с точки зрения прав и свобод граждан. Насколько я понимаю, этой темы коснуться в своих выступлениях и эксперты, представляющие науку. Мне кажется, что подобные негласные тенденции лишь дают нам, органам местного самоуправления дополнительные возможности и конкурентные преимущества. На местный, наиболее приближенные к населению уровень переносятся возможности общественной и политической инициативы, именно органы местного самоуправления определяются как точки информационной открытости, публичных дискуссий, все то, что создает условия для развития и общества, и города.

Прежде чем перейти к формальным показателям, характеризующим то, как реализуется выбранная стратегия, я хотел бы отметить, что на сегодня созданы:

А) Законодательная (на федеральном и областном уровнях) и нормативно-правовая инфраструктурная основа, обеспечивающая реализацию проекта. Главный законодательный пробел, применительно к нашему направлению (на которые мы сегодня не можем повлиять)- отсутствие Федерального Закона о муниципальной милиции (и отсутствие перспектив его принятия);

Б) Создана организационная инфраструктура. Под организационной инфраструктурой мы подразумеваем различные оформленные и не оформленные институты гражданского общества - Общественную палату муниципального образования, Институт муниципального управления, корпоративные и территориальные объединения и сообщества граждан (в т.ч., около 60 ТОС -ов, сообщества блогеров и форумистов) и т.д.

В) Техническая инфраструктура. Прежде всего, оформлены контуры единого городского информационного пространства. Говоря о городской информационной среде, хочу обратить внимание присутствующих на факт, который невозможно, наверное, зафиксировать в объективных измеряемых показателях, но, который всем заметен - изменение настроения и отношения средств массовой информации к родному городу. Изменения в лучшую сторону. С любовью стали писать о городе (не о власти, а именно о городе). Это заметили и мы, это заметили и горожане. ВИДЕОВСТАВКА.

В качестве же самого главного результата и последствия реализации стратегии по данному направлению я бы назвал то, что городское сообщество стало реально влиять на власть, на принятие значимых решений по общегородским вопросам и по локальным вопросам.

Среди формализованных показателей эффективности мы вычленили 10 (наиболее значимых и показательных) и, экономя время, представляем их на мониторах и экранах (они будут демонстрироваться несколько минут).

Выше уже говорилось о том, что изменения и дополнения составляют около 20 процентов от общего «тела» текста направления «Развитие гражданского общества и местного самоуправления». Чем обусловлены изменения?

-Прежде всего, изменениями федерального законодательства и проявлениям различного рода новелл и тенденций на федеральном уровне. Новеллы и тенденции эти, стимулирующие нас достаточно понятны: информационная открытость местной власти (здесь добрым словом вспомню «8-й Федеральный Закон»), в широком смысле слова интернетизация и др.;

-Техническими и технологическими прорывами в таких сферах, как связь, массовые коммуникации: развитие сотовой связи, цифрового телевидения, беспроводного скоростного интернета;

Продолжая тему изменений в структуре направления, необходимо отметить, что мы предлагаем несколько новых стратегических проектов, отражающих новые тенденции и ликвидирующие определенные лакуны стратегического плана: проект «EASY i» (программа «Город общественного согласия»), проект «Один город - одна граница» (программа «Екатеринбург - столичный город») и проект «Екатеринбург - центр потребительской культуры» (программа «Город активных граждан»). Очень коротко о содержании предлагаемых проектов.

«Центр потребительской культуры». Идея подобного проекта прозвучала на одном из предыдущих заседаний Программного Совета. Суть проекта в повышении потребительской культуры горожан и создания инфраструктуры (административной, общественной и коммерческой) по защите прав граждан при получении ими тех или иных товаров и услуг.

«Один город - одна граница». Цель проекта - объединение административной черты города и границы муниципального образования. Проект практически сегодня реализуемый.

«EASY i». Погнались за красотой англоязычного названия, совмещающего в себе два основных понятия. С одной стороны i - это легкий, быстрый, доступный интернет (как техническое условие для реализации проекта). С другой, основной стороны, i - это информация о деятельности органов власти и управления. Открытая, полная, легкая в ее получении, обеспечивающая среди прочего механизмы обратной связи в общении горожанина с властью. Фактически это проект об информационной открытости органов местного самоуправления. Давая жизнь этому новому, еще не утвержденному проекту мы бы хотели прямо на заседании Совета запустить новый сервис связи горожан и городской власти на официальном портале WWW.EKBURG.RU. Сервис называется «пожалуйся одним кликом». На карте города мышкой выбираете точку, «кликаете» и пишите претензию - не убран мусор, выбоина на дороге. Мы сейчас в он-лайне находим на карте точку «Ленина, 24» и пишем «идет заседание программного совета». Это первая тестовая проверка нового сервиса.

Возвращаясь к перечню стратегических проектов, напомню, что в силу технологических изменений, практически реализован проект «Доступный телефон». Проводная, сотовая связь, развитие IP-телефонии сняли с повестки дня вопрос об обеспечении горожан телефонной связью.

В ходе подготовки мы получили также ряд замечаний со стороны комитета стратегического планирования относительно того, что в рамках программы «Екатеринбург - безопасный город» только одного проекта. Этого вопроса, как и в целом содержания данной специфической для направления программы, коснется в своем выступлении Анатолий Павлович Иванов.

И еще один вопрос, касающийся стратегических проектов. Сейчас новый импульс придан стратегическому проекту «Большой Екатеринбург», инициативу по принятию которого принял Губернатор области А.С.Мишарин. Сегодня проект находится в структуре направления «Генеральный план Екатеринбурга - город для человека». Но, фактически основными и пока единственными составляющими в его реализации (в сегодняшнем состоянии) являются а) организационные, правовые и политические вопросы; и б) информационно - разъяснительная работа с жителями. То есть, те вопросы, которые близки представляемому сегодня направлению. Поэтому предлагаем рассмотреть вопрос о переносе данного стратегического проекта в программу «Екатеринбург - столичный город». Хочу отметить, что предварительно вопрос не обсуждался.

В целом же обновленная структура направления с предлагаемыми проектами представлена на экранах и мониторах. В итоге в структуре направления мы предлагаем 5 программ и 12 проектов.

Считаю крайне важным коснуться нескольких основных проблемных вопросов и тем, возникших в ходе реализации стратегических программ и проектов, тактических задач, которые по тем или иным причинам не решены.

Прежде всего, вынужден признать, что не решен вопрос и не принято принципиального решения о создании массовой муниципальной газеты. Хотя, решение вопроса было запланировано на текущий, 2010  год. Сейчас же идет только обсуждение с представителями журналистского корпуса, собственниками СМИ, к осени к дискуссии подключатся депутаты для того, чтобы выбрать технологию создания муниципальной газеты - созданий новой или «муниципализация» какого-либо популярного городского печатного издания или сохранения status quo/

Органы власти обоснованно подвергаются критике со стороны журналистских организаций за топтание на месте в вопросе физического создания Дома Журналистов. ВИДЕО ВСТАВКА ПОЛЯНИН Кризисные проявления в экономике вынудили нас отложить осуществление проекта по созданию подобной нужной площадки как минимум до 2011 года.

Ну, и самый, наверное, обсуждаемый и горящий сегодня вопрос, вопрос о поиске оптимальной системе организации власти в городах России в целом и конкретно в Екатеринбурге. Органам местного самоуправления с федерального уровня подан достаточно внятный сигнал о целесообразности применения т.н. «двух-головой» системы управления, где главой города является председатель думы, а администрацию возглавляет нанимаемый на контрактной основе руководитель администрации, сити-менеджер. Сегодня эта схема управления власти и управления вводится широко и повсеместно. Подобная инициатива сейчас обсуждается и в нашем городе. Хочу отметить, что дискуссия по вопросу сити-менеджера, формы, характер, содержание и итоги дискуссии, это своего рода характеристика зрелости городского сообщества, оценка того, насколько работает представляемое сегодня направление.

Независимо от итогов дискуссии можно сделать три уже очевидных вывода:

·         Система власти «сильный Глава - сильная Дума», которая с 1995 года работает в нашем городе, прошла проверку времени, доказала свою эффективность;

·         Система с сити-менеджером (в той или иной вариации) имеет право на существование и на некоторый срок может быть применена. В том числе, чтобы убедиться в сравнении в том, что система с всенародно избранным Главой города - главой администрации применительно к Екатеринбургу более приемлема;

·          Тенденция к усилению позиций представительного органа власти, расширению полномочий городской Думы - это объективная, что называется, в духе времени, тенденция.

И в заключение. С учетом того, что принципы информационной открытости для органов местного самоуправления являются приоритетными. Что по прямому поручению Главы Екатеринбурга постоянно ищут и используют новые методы и технологии обратной связи, то через час после окончания Программного Совета все выступления, все материалы, фото и видео будут выложены в живом журнале начальника управления по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Главы.

общественное мнение, Местное самоуправление, сити-менеджер, Глава

Previous post Next post
Up