Jun 02, 2013 20:48
Некотрое экономическое соображение против авторского права. Во-первых, заметим, что носители этого права - от мелкомягких программистов до голозадых звезд - типичные монополисты. Майкрософт занимает почти весь рынок операционок для настольных ПК. Почему так - это другой вопрос, но вчера, сегодня и в обозримом будущем это так, и именно это определяет поведение МС на рынке. Певица Валерия обладает уникальным голосом и многочисленными талантами, ее поклонники хотят слушать именно ее творчество, и им не заменить своего кумира каким-нибудь Филей Киркоровым или Димой Биланом. И наоборот. Возможно, кто-то и считает, что все они там глотку дерут одинаково, но фаны Паваротти не будут слушать Кипелова, а раз у потребителя такое мнение, то Паваротти - монополист.
Уяснив природу поведения авторских правцев на рынке мы поймем, что в этом рынке не так. Для начала отметим - это вам скажет любой экономист - что монополист всегда завышает цену и ограничивает выпуск. То есть, если бы операционки производились многими мелкими производителями, то их покупали бы больше, а цена была бы меньше. Также упали бы цены на лицензионную музыку, если бы Умка была неотличима от Баскова. Это можно доказать как математическую теорему.
Итак, монополист ставит цену выше, чем поставили бы ее много мелких конкурентов. А по больше цене меньше спрос, поэтому выпуск и потребление ограничивается. Почему так делает злой монополист? Потому что так он получит больше прибыль. Да, он продаст меньше, но цена все компенсирует, прибыль оказывается выше, чем на конкурентном рынке, и эта разница называется сверхприбылью. Хорошо это или плохо - вопрос субъективной оценки, но, так или иначе, в современном мире считается, что злых монополистов надо всячески ограничивать в их монополиях - это называется госрегулирование и антимонопольная политика. Наиболее типичный пример - регулирование тарифов ЖКХ и общественного транспорта (и не только у нас). Злые монополисты хотели бы меньше работать и больше получать, но общество решило, что такой капитализм маст дай, и уже лет сто регулирует цены на этих рынках.
Всем известно, что это не касается рынка авторских продуктов. На этих рынках монополист ставит свою цену, исходя из интересов максимизирования своей прибыли, на что общество другим монополистам уже давно указало путь в известном направлении. И тут самое время сказать - какого ляда? Если мы решили, что монополисты есть зло, что они, гады, кровь нашу пьют и цены завышают, если мы государство поставили контролировать цену на лектричество, то чем виндоус или что нам ветер хуже? Если мы не хотим, чтобы Гаев получал сверхприбыль из наших карманов, то какого ляда нам Земфира дороже? Где логика?
Теперь введем в рассмотрение еще одного участника рынка - идейных борцов с монополиями, сиречь пиратов. Допустим, в некотором царстве, в некотором государстве продается N копий винды в год. И еще N! копий ставится нелегально, якобы задаром, то есть без заноса денег в карман злого монополиста. Монополист считает, конечно, в свою пользу - его, мог, обокрали на сумму N!*Р, где Р - цена лицензионной копии. Чувствуете подвох? Монополист с какого-то ляда предполагает, что если бы не пираты, то все N! пользователей радостно бы потащили бы ему по Р денег. Что является, конечно, его - монополиста - сладкими снами, но не имеет никакого отношения к реальности. Потому что есть - да будет известно монополисту и копирастерам - кривая спроса. И она такая, какая она есть, а не такая, как она приснилась монополисту. И по цене Р спрос равен N, и заметьте - без факториала. И монополист сам, добровольно установил цену Р, а не сто рублей за диск со всеми версиями Делфи. Его никто не принуждал, плетью не бил и ногами пинать не собирался. И если монополист имеет N! недопродаж, то пусть пинает только на свою дурь.
Монополист считает не убытки, а недополученную прибыль, вычисляя свои гипотетические барыши, исходя из абсолютно нереального предположения о виде кривой спроса. К реальности егойный результат имеет такое же отношение, как грезы о прибылях в размере бюджета Москвы с пивного ларька. Можно получить такие прибыли, но только теоретически, основываясь на фантастических предположениях вроде того, что каждый окрестный алкаш будет каждый день находить на улице лимон баксов.
К реальности имеет прямое отношение другое: 1. Монополист получает ровно столько прибыли, сколько может, исходя из реальной кривой спроса. 2. Монополист жирует за счет бедных потребителей, получая сверхприбыль. 3. Монополистов неплохо бы регулировать, как регулируются тарифы на транспорт. 4. В условия несовершенства законодательства в этой области (регулирование монополистов авторских продуктов) сию благородную функцию выполняют пираты.
политминимум (заметки),
экономический дилетантизм,
гумности,
копиразм,
политура