Про (мифический) культ матери

Jun 21, 2010 13:04

Ссылка: МИФ О КУЛЬТЕ МАТЕРИСтатья про Грузию, но проблема отнюдь не специфически грузинская. В других культурах цифры могут отличаться, но общая картина пока что такая же: культ матери -- это миф, мужья жён бьют, хоть матерей, хоть беременных (не все мужья, это понятно, но до сих пор битьё "плохой" жены -- это приемлемая культурная норма ( Read more... )

насилие, семья, ссылки

Leave a comment

Comments 18

oswid June 21 2010, 17:39:09 UTC
О, а я не знал, что селективные аборты в Грузии настолько распространены.

Reply

turtle_t June 21 2010, 17:45:09 UTC
Я и сама не знала. А с другой стороны, очень же сыно-центрицная культура, вот и результат. Типичная ситуация: сознание ещё варварское, а технология уже цивилизованная...

Reply

oswid June 21 2010, 17:48:11 UTC
Ага, согласен.

P.S. Но статистика в статье "никакая", конечно. Все проценты - по семьям, "где были зафиксированы факты насилия".

Reply


(The comment has been removed)

oswid June 21 2010, 18:23:19 UTC
И с Вами согласен :)

Reply

turtle_t June 21 2010, 18:28:29 UTC
В целом я с Вами согласна. В деталях не совсем. Нигде, даже в Штатах, где свободного предпринимательства больше всего в мире, нет такого порядка, чтобы "рынок, со всеми его издержками". Многие издержки рынка чуточку поправляют, и ему от этого не становится хуже. Рынку тоже нужны правила. Какие -- это уже вопрос более сложный. В разных местах по-разному. В Швеции по три года обоим родителям декретный отпуск дают (я упрощаю), а в Штатах -- три недели без оплаты (тоже упрощаю).

Декретный отпуск -- это признание того факта, что деторождение и детовоспитание отличается от собако- или кошко-заведения. Люди, конечно же делают и то и другое для себя, но в случае детей они ещё и обществу приносят пользу, в частности, обеспечивая пенсию своим бездетными сверстникам.

Так что делать вид, что это исключительно женская проблема -- рожать или не рожать и всё такое прочее -- просто глупо.

Reply

oswid June 21 2010, 18:54:41 UTC
Так речь то скорее о том, насколько государство привлекает работодателя для подобных вознаграждений. В конце концов, государство на много чего деньги налогоплательщика тратит, и выделять определенные ресурсы в пользу женщин тоже возможно ()технически), как оплату их репродуктивного труда (например, в России это материнский капитал). Но если расплачивается работодатель, то неминумо женщина становится менее привлекательным работником для работодателя.

Reply


qanai June 22 2010, 07:29:07 UTC
эээ... а какая связь между битьем жен и культом матери?

Reply

turtle_t June 23 2010, 01:04:10 UTC
А что, нету никакой?

Reply

qanai June 23 2010, 08:10:01 UTC
во-первых, я надеюсь, что вас не раздражает встревание неспециалиста. если что - прошу прощения.
мне просто интересно. я когда-то давно касался этих тем, но поверхностно и кратко. терминологию я уже всю, что не знал, ту забыл.
а по теме, так просто, по наблюдениям, явно видно, что в некоторых обществах, особенно в сильно патриархальных, культ матери присутствует, и параллельно в некоторых из них наличиствует битье жен, причем где-то оно оправдывается, иногда с оговорками, а где-то осуждается, но все равно бытует. это я к тому, что такое впечатление, что эти два явления не особенно связаны между собой в реальной действительности.

Reply

turtle_t June 23 2010, 13:38:06 UTC
Нет, конечно, меня не раздражает Ваше встревание. Вы правильно всё понимаете и излагаете. Да, по факту патриархального культа матери получается, что жена, даже если она мать твоих детей -- это не мать. Но ведь это как минимум, алогично (что тоже понятно: культ и логика -- понятия плохо своместимые). Именно на этого "слона" и показывает пальцем статья.

Идея, насколько я её понимаю, такая. Вывести культ матери из "коллективного бессознательного" на уровень самосознания, из подкорки в кору, подумать о нём, как должно думать цивилизованным людям, и скорретировать его соответсвующим образом, раз уж совсем без культов мы (люди) не можем обходиться.

Reply


il_kin June 23 2010, 09:43:35 UTC
Видимо, в какой-то степени соглашусь с последним комментатором.
"Грузины горды тем, что на их родине существует культ матери. Матери, но не женщины!" - этим все сказано. Культ матери совершенно не равен культу женщины. Каждый чтит свою мать и, скажем, матерей своих товарищей. Тут еще плюсуется уважение к старшим. Поднять руку на свою мать или на другую женщину, которая намного старше (то есть могла бы быть твоей матерью) - совершенно невозможно. Женщина же, по возрасту подходящая в жены, как мать не воспринимается, она прежде всего объект сексуальных желаний и "хранительница домашнего очага", а проще говоря, прислуга.
Я, конечно, утрирую, но в принципе оно так.

Reply

turtle_t June 23 2010, 13:29:24 UTC
Да, я это понимаю. И думаю, что цель исследования и статьи -- как привлечь внимание к парадоксу и к алогичности патриархального культа матери.

Ведь ежели у нас "культ матери", а не "культ своей матери" (что звучит уже несколько похуже), то логично так его и культивировать -- мать, а не только свою мать, реальную или потенциальную. Стало быть включить в него хотя бы мать своих детей. Где-то так.

Reply

il_kin June 23 2010, 13:50:14 UTC
В принципе, в невключении матери своих детей в этот культ есть своя логика тоже. Мать - женщина, которая тебя растила, могла наказать, могла приласкать, от нее ты зависел, поэтому она вызывает уважение. А жена сама зависит от тебя, долгие века никакой возможности быть независимой у женщин не было. А зависимый человек не вызывает уважения у того, от кого зависит. Взрослый сын может содержать престарелую беспомощную мать, но он ведь помнит ту, молодую и здоровую, которая ему когда-то пальчиком грозила. В этом, мне кажется, вся суть.

Reply


Leave a comment

Up