В первой декаде ноября прошлого года мы с
jedynka исследовали некоторые достопримечательности долины реки Гудзон (это тот самый Гудзон, на берегу которого стоит Манхэттен со всеми его небоскрёбами).
Достопримечательностей там много разных, как природных, так и культурных, а самые интересные соединяют культуру и природу. Почти все они сконцентрированы на небольшом пятачке в часе-двух езды от Нью-Йорка (города), между 16-м и 19-м съездами (экзитами) 87-й дороги. Вообще говоря, в этих местах красота повсюду. Вот, в качестве иллюстрации, вид на этот самый Гудзон с местной дороги:
Это сама дорога:
А это вид с дороги на окружающие горы:
Первым пунктом нашей программы стал скульптурный парк
Strom King (в городке Mountainville, NY), которому в прошлом году исполнилось ровно полвека. В википедии про него есть статья:
Storm King Art Center. Под катом фото-иллюстрированный репортаж. Фотографии по большей части мои, любительские и никак не обработанные (только уменьшенные, чтобы папе в комп влезали)
Название Сторм-Кинг означает «Король бури», и пошло оно от большой горы, стоящей рядом. А её так назвали, потому что за неё цепляются облака, и все погодные катаклизмы в этих краях идут от неё. У Сторм-Кинга совершенно замечательная история, которую не грех рассказать. Началось всё с того, что некий успешный американский бизнесмен по имени Ральф Огдэн (Ralph E. Ogden) прикупил земли в живописном месте и вместе со своим зятем Питером Стерном стал думать над тем, как сохранить эту красоту, но не в диком виде, а. На фото внизу - фотографии обоих отцов-основателей, висящие в музее парка.
Интересно, что они преуспели в двух совершенно разных видах бизнеса. Во-первых, в производстве гвоздей, заклёпок и прочих шурупов, и это не шутка, в музее висит стенд, на котором показана продукция их свечного заводика:
А во-вторых, в молочном фермерстве, для которого нужны травяные поля. Соединение этих двух, казалось бы, несоединимых вещей дало именно такой центр искусства, который получился.
Для начала они построили красивый дом на холме посередине участка, а возле него поставили несколько скульптур современного американского скульптора-модерниста
Дэвида Смита, благо тот жил по соседству. Этот дом сейчас стал туристским центром, а по совместительству музеем и книжной лавкой:
В 1975 году в Нью-Йорке состоялась выставка еще одного современного скульптора,
Марка Ди Суверо, который знаменит огромными, очень урбанистическими, стальными художественными конструкциями. После окончания выставки их ожидала участь быть распиленными и сложенными где-нибудь до следующего показа или пока их не пустят на металлолом. Питер Стерн сделал скульптору предложение, от которого тому было трудно отказаться. Нет, ничего криминального, а просто поставить пять своих самых больших скульптур навечно на лужайках Сторм-Кинга, где они и стоят по сей день, очень даже неплохо вписавшись в буколический пейзаж. Вот как эта скульптура под названием «Мать Мир» (Mother Peace):
С тех пор так и поехало, и отныне любой уважающий себя современный скульптор выставляет свои работы в Сторм Кинге, если не на постоянной основе, то хотя бы на время выставок. Думаю, что именно частный характер сделал его возможным, поскольку большинство налогоплательщиков посчитало бы такую затею слишком дорогим удовольствием и непростительной роскошью. Но и сами владельцы тоже не потянули бы всё это мероприятие в одиночку, даже несмотря на то, что билеты в него платные (по крайней мере в сезон, который длится с 31 марта по 15 ноября), без пожертвований от меценатов и подарков от авторов.
В частности, польский скульптор, наша современница
Магдалена Абаканович (Magdalena Abakanowicz) подарила Сторм-Кингу свою композицию «Саркофаги в стеклянном доме»:
А эту колоссальную сюрреалистическую помесь из картин Дали и традиционных индуистских статуй сделал и подарил Сторм-Кингу китайский художник
Чжан Хуань (Zhang Huan). Она так и называется: «Трёхногий Будда»:
Он же крупным планом:
А вот знаменитую композицию недавно ушедшей
Луиза Буржуа (Louise Bourgeois) под названием «Номер 72 (Марш Нет)» (Number Seventy-Two (The No March)) Сторм-Кинг именно купил, и довольно давно, аж в 1978 году. В течение десяти лет она располагалась, как и было задумано, под открытым небом, но потом её убрали под крышу. Официальная причина - неблагоприятное воздействие внешней среды, а мелким шрифтом добавка: некоторые не очень сознательные посетители воруют камушки...
«Номер 72» состоит из 1200 кусочков итальянского мрамора и известняка цилиндрической формы, составленных вместе. Верхушка каждого цилиндра скошена по свои углом. Как пишут искусствоведы, эта композиция предлагает помедитировать над отношением между индивидуумами и группой, как в человеческом обществе, так и в микро- и макро-мире.
Сама Буржуа написала про неё так: “The No March also means accepting you’re almost nobody, [that] you have to merge with thousands like you.” В переводе: «Марш Нет» также значит принятие того, что мы - почти что никто, что мы сливаемся с тысячами таких же, как мы». Вот так-то...
Такая вот лаконичная и выразительная скульптура была сделана специально для Сторм-Кинга американским художником по имени Роберт Гросвенор (Robert Grosvenor):
Сложная металлическая конструкция «Город на высокой горе» (City on the High Mountain) считается одним из высших достижений скульптора
Луизы Берлявски-Невельсон, урождённой Леи Исааковны Берлявской:
Ещё один наш человек в Сторм-Кинге -
Александр Либерман и две его внушительных композиции. Первая называется Адонай. Вики говорит, что это одно из имен Бога в иудаизме:
Adonai (хотя, по-моему, больше похоже на пушку, по крайней мере в этом ракурсе):
А это нагромождение красных труб называется Илиада (почему бы и нет?):
Впереди стоит красная «Бесконечная колонна» нью-йоркчанина Тэла Стритера (Tal Streeter), а на заднем плане чёрная «Арка» Александра Калдера (Alexander Calder) - того самого, который изобрёл новый тип скульптуры,
mobile.
Сие не очень казистое сооружение авторства американского скульптора иранского происхождения по имени Сиах Армадзяни (Siah Armajani) я бы даже не снимала, если бы не его название: «Беседка для двух анархистов, Габриэлы и Альберто Антолини» (Gabriella Antolini and Alberto Antolini). Это одна из всего двух скульптур в парке, в которые можно зайти внутрь (а мы не знали и не зашли; надо будет зайти в следующий раз):
Кстати, предыдущая фотография сделана из окна экскурсионного электрического трамвайчика. Вот такого:
Каждый час он делает сорокапятиминутный тур по парку с заездом в разные интересные места. Несмотря на то, что начальная и конечная остановка этого трамвайчика находится непосредствнно возле туристского центра, из-за прихотливого рельефа местности к нему надо опускаться на лифте (или по лестнице):
Вот эта дорожка связывает центр и место, откуда отходит травмайчик (а кто сделал каменного человека, не скажу, не знаю; но помню, что он мне приглянулся):
Там же рядышком стоит вот эта относительно скромная (по крайней мере по размеру) скульптура Генри Мура под названием Reclining Connected Forms -- что-то типа «Уложенные связанные формы» (ну, в общем, да...):
Несколько кадров из окон центра, там же всё - искусство:
На этих стульях возможно даже сидят (мы, правда, не пробовали):
Тут мы уже ногами гуляем не спеша, и кто автор этих колонн, я не знаю, главное, что они красиво вписываются в пейзаж:
Вот эти гигантские древесные наросты сделала современная американская скульпторша из немцев
Урсула фон Ридингсвард (Ursula von Rydingsvard):
Вид с холма на дорогу, поля и леса. А впереди там ещё есть очень красивое озеро со всякими интересными вещами вокруг:
Сорокапятитонный гранитный «Поцелуй» авторства американца Даррела Петита (Darrell Petit):
Прихотливо извивающаяся каменная стена авторства
Энди Голдзуорти (Andy Goldsworthy). Чтобы её построить, автор специально выписывал каменщиков из Шотландии, знающих толк в сухой кладке по какой-то древней технология:
Стена идёт через лес и входит в озеро:
На самом деле там сейчас аж две его стены. Первую он сделал 20 лет назад, а вторую - к нынешнему юбилею.
Первая стена называется просто и коротко «Стена», а вторая тоже просто, но длинновато: «Пять человек, семнадцать дней, пятнадцать бульдозеров, одна стена»:
Скульптуры в парке стоят не только в полях, но и в лесу, среди деревьев, вот как эта:
Внизу написно, что это такое, и кто это сделал: «Экспансивная конструкция» авторства Ричарда Ханта, подаренная меценатами, мистером и миссис Дорски.
А на другой стороне озера Майя Лин построила своё третье волнующееся поле, о котором в этой статье рассказывается:
Always in Its Element, No Matter the Weather (там ещё есть видео-ролик о Майе Лин и слайд-шоу, показывающее, как это поле выглядит в разные времена года - потрясающе ):
Мы обошли озеро кругом и пошли по аллее обратно ко входу:
На озере плавают утки:
А наша цель - кафе под открытым небом:
Вообще, туда надо ехать на целый день и гулять там с перерывами на отдых, благо на всех этих полянках можно не только бродить, но и сидеть, лежать и устраивать пикники.