Фромм - Бегство от свободы

Dec 29, 2010 15:50

"То же самое можно наблюдать, изучая мнения  людей  по  любому  вопросу, например в области политики.  Спросите  рядового  читателя  газеты,  что  он думает о такой-то политической проблеме, и он вам выдаст  как  "собственное"
мнение более или менее точный пересказ прочитанного; но при этом -  что  для
нас единственно  важно  -  он  верит,  будто  все,  сказанное  им,  является
результатом его собственных размышлений. Если он живет в  небольшой  общине, где политические взгляды передаются от отца к сыну,  он  может  не  отдавать себе отчета в том, до какой степени "его  собственное"  мнение  определяется авторитетом  строгого  родителя,  сложившимся  в  детские  годы.  У  другого читателя  мнение  может  быть  продуктом  минутного  замешательства,  страха показаться  неосведомленным  -  так  что  "мысль"   его   оказывается   лишь видимостью,  а  не  результатом  естественного  сочетания  опыта,  знаний  и политических  убеждений.  То  же  явление  обнаруживается   в   эстетических суждениях. Средний посетитель  музея,  рассматривающий  картину  знаменитого художника, скажем Рембрандта, находит ее  прекрасной  и  впечатляющей.  Если проанализировать его суждение, то оказывается, что картина не вызвала у него никакой внутренней реакции, но он считает ее прекрасной, зная, что  от  него ожидают именно такого суждения. То же самое происходит с  мнениями  людей  о музыке и даже с самим  актом  восприятия  вообще.  Очень  многие,  глядя  на какой-нибудь  знаменитый  пейзаж,  фактически  воспроизводят  в  памяти  его изображение, которое неоднократно попадалось им на глаза, скажем на почтовых открытках. Они смотрят на  пейзаж,  искренне  веря,  что  видят  его,  но  в действительности  видят  те  самые  открытки.   Если   при   них   случается какое-нибудь происшествие, то они воспринимают ситуацию в терминах  будущего газетного репортажа. У  многих  людей  любое  происшествие,  в  котором  они принимали участие, любой концерт,  спектакль  или  политический  митинг,  на
котором они присутствовали, - все это становится для них реальным лишь после
того, как они прочтут об этом в газете.

Подавление критического мышления,  как  правило,  начинается  в  раннем возрасте. Например, пятилетняя девочка может заметить неискренность  матери:
та всегда говорит о любви, а на самом деле холодна и эгоистична; или - более резкий случай - постоянно подчеркивает  свои  высокие  моральные  устои,  но связана с посторонним мужчиной. Девочка ощущает этот разрыв, оскорбляющий  ее чувство правды и справедливости,  но  она  зависит  от  матери,  которая  не допустит  никакой  критики,  и,   предположим,   не   может   опереться   на  слабохарактерного отца, и поэтому ей приходится  подавить  свою  критическую проницательность. Очень скоро  она  перестанет  замечать  неискренность  или неверность матери; она утратит  способность  мыслить  критически,  поскольку выяснилось, что это и безнадежно, и опасно.  Вместе  с  тем  девочка  усвоит шаблон мышления, позволяющий ей поверить, что ее мать искренний и   достойный человек, что брак ее родителей - счастливый брак; она примет эту  мысль  как свою собственную."

фромм, искренность

Previous post Next post
Up