Это типа мантры. Но обоснованной мантры. Сейчас обосную, слушайте.
Еду я недавно в метро. Напротив мужчина газету читает. Есть разное отношение к тому, хорошо ли заглядывать в чужую газету. Я заглянул. Через всю полосу А-2 (газетная страница самого большого из применяемых форматов) жирнейшими чёрными кириллическими буквами (самыми кириллическими из всех возможных, рубленными, без засечек, никакой глаголицы, нах, никаких намёков на неё) было написано: ХЭТ-ТРИК НЕ ПРОШЁЛ.
Я впал в ступор как мало от чего до того. У меня даже пот выступил. Хэт-трик, бляха... Не прошёл... Ни хрена не прошёл... Мог бы - но не прошёл...
Я не знаю, что такое хэт-трик и я не знаю, что бывает, когда он не проходит. Меня потрясло другое:
газета с не самым маленьким тиражом в Российской Федерации ("Спорт-что-то-там") печатает заголовок на всю страницу, который я вообще, наглухо не понимаю. Я родился и вырос в этой/нашей стране. В сердце ея, городе-герое Москве. До трёх лет я жил в пятнадцати минутах ходьбы от Кремля. В коммуналке с бандюками - но близко к телу Ленина и Спасской башне. Я русский, что бы я сам об этом иногда ни говорил. Я никогда надолго из этой/нашей страны не выезжал (50 дней за границей - максимум). Более того, русский язык - это фактически моя профессия, а газетное дело - ещё и хобби. И - ноль понимания.
Вот нас, общественных активистов, часто высмеивают - вы-де маргиналы, вас ни хрена тут никто не понимает кроме вашего узкого круга, в котором вы все и передерётесь как пауки в банке, нет у вас перспектив, нет будущего.
Я не знаю, как насчёт перспектив. Я знаю, что у нас есть земля, в которую привозят и в которой захоранивают радиоактивные отходы. У нас есть война в Чечне, с которой уже который год возвращаются морально и физически покалеченные люди, наши соотечественники, наши соседи по двору (и потом распрягаются тут на нас). У нас есть уровень квартплаты, который в пору только богатым, но большинство людей в стране - бедны. У нас есть 12-часовой рабочий день - почти ежедневные сверхурочные и почти еженедельные ночные работы. У нас есть, наконец, Байкал, который правительство собирается залить нефтью в порядке налаживания взаимовыгодной торговли с кем-то там на востоке.
Это всё касается всех в этой стране. ВСЕХ. Это содержание нашей жизни, её ежедневное качество без еженедельных перерывов на выходные. Именно это. И после этого нам говорят, что мы маргиналы?! Что устраивать митинги и создавать неформальные протестные сети - это маргинально?
Да они просто зомбируют нас. Песня о нашей маргинальности - это просто вражеская пропаганда.
У нас - не у нас, активистов, - а у нас в стране - есть радиоактивные отходы, есть война, есть социальная катастрофа, есть Байкал и угроза ему. Какое поле для деятельности! Какой масштаб! Какие великие задачи! А в это время невероятное количество людей в этой стране занимает своё время СОВЕРШЕННО НЕВЕРОЯТНОЙ ХУЙНЁЙ, искусственными страстями, придуманными эмоциями, пустыми подсчётами и предсказаниями. Они окружили себя всеми приметами гетто - однотипной невыразительной одеждой, модой на алкоголь и жратву, зависящей от завоза, а не от личных вкусов, причёсанными на пробор мыслями - от стены до стены. Их реакции просчитаны как у собаки Павлова. Их пресса, их телевидение развешивает вдоль границ гетто яркие фонари, чтобы они радовались и веселились, как хороша у них жизнь. Крупными буквами и мелкими, на глянце или на бумаге помягче - они читают про хэт-трики, а кто побогаче - про хэтч-бэки. Упакованные в вагоны метро и в блестящие четырёхколёсные коробки поменьше, - как письма в старую пневматическую почту, - они перемещаются всё по тому же циклу дом-работа-кладбище, повинуясь руководящим импульсам. Так ничего и не успевая сделать. Так ни о чём и не успевая подумать.
Это они - маргиналы.
А мы занимаемся главным, что есть в этой/нашей жизни в этой/нашей стране.
Сопли в сторону.
Кстати, ребята и девчонки, я должен признаться. Мне стыдно: я банально проспал сегодняшнюю акцию по Байкалу.
Но ладно. Это ничего. Устроим и ещё акции. Мы же не маргиналы какие-нибудь. Мы живём в этой/нашей стране. И мы будем жить - это наша политика.
Влад Тупикин
25 апреля 2006