Москва, 19 января 2014 года. Фото:
anatrrra Почему каждый год 19 января я иду на антифашистскую демонстрацию - и вас зову? Есть несколько вполне очевидных причин, но об одной из них, глубоко личной, я не часто упоминаю.
Я не религиозен, но в каком-то смысле можно было бы сказать, что таким образом я воздаю молитву Богу.
Семь лет назад, в ночь накануне 19 января 2009 года, многие активисты, как и сегодня, сидели в чатах - только тогда это были ещё не чаты фэйсбука, а чаты джимэйла, хотя настоящие активисты должны обходить стороной и джимэйл, и фэйсбук, но это ладно, об этом в другой раз...
Семь лет назад все сидели в чатах - и я сидел. На 19 января в жизни московского анархо-антифа-коммьюнити было намечено два события. Главное: контрпикет против пикета прокремлёвской молодёжки против приезда мигрантов на Казанском вокзале. То есть, попроще: (А) прокремлёвцы собирались пугать прибывающих мигрантов строгостью российских законов, неукоснительностью их соблюдения и всячески намекать на их, мигрантов, априори некультурный статус, хамскую морду и стремление поджарить тушку барана на кончике каждой спички; (Б) мы, анархисты и антифашисты, полагали, что такие предъявы имеют как минимум латентно расистский характер, а как максимум тут замучаешься перечислять, поэтому (В) мы решили ответить на ихнюю раздачу пугающих листовок мигрантам - своим приветливым антипикетом.
Второе событие 19 января 2009 года - это была пресс-конференция адвоката Станислава Маркелова в Независимом пресс-центре. А практически любое публичное проявление Стаса Маркелова не оставалось без нашего внимания. Потому что...
Потому что вот помните у Стругацких в "Жуке в муравейнике", когда про условного Жука безусловная гэбуха спрашивает у посольства разумных собак-голованов, что им известно про Жука в муравейнике, из посольства приходит исчерпывающий ответ: "Народ голованов знает Жука в муравейнике". Ну вот, точно так же можно было сказать и про Стаса: "Антифа знают Стаса Маркелова". Ещё бы не знать: он знал антифа, любил антифа, дружил с антифа, защищал антифа в судах, пропагандировал антифа и пытался поднять антифа на более высокий уровень осмысления и деятельности (см. например, его "Красную книгу антифа"). Но, когда пришёл момент, антифа не уберегли Стаса Маркелова - так же, как голованы не смогли уберечь Жука в муравейнике.
Хотя раньше - уберегали. Охраняли на тех же прессухах - и фактически предотвратили вооружённое покушение на Станислава Маркелова ещё осенью 2008-го.
Лично для меня как для человека с профессиональными мозолями от шариковой ручки и клавиатуры - выбора почти не было 19 января 2009 года, да и то я колебался. Ясно было, что на Казанском вокзале будет какой-то "экшн" и его надо будет описывать, а для этого лучше всё видеть своими глазами. Ясно было, что Стас проводит очередную прессуху по делу Буданова (убийцы чеченской девушки), хотя и вызванную чрезвычайными обстоятельствами его внезапного освобождения из под стражи. Вестимо, надо идти туда, где "экшн", тем более мой любимый жанр - репортаж. А репортаж с прессухи - это что, кто из коллег в какой момент за ухом почесал?
И всё равно я колебался: давно не виделись со Стасом, а каждая встреча с ним была в радость, от него ведь так и сияло оптимизмом, бодростью, непобедимостью, уверенностью в завтрашнем дне, чего мне, историческому оптимисту, но повседневному скептику очень не хватало и потому я иногда грелся в этих маркеловских лучах. Да и дело Буданова - политически важное, надо про него писать. Но ладно, подумал я. Сначала всё же "экшн", сначала репортаж про "экшн", а потом я посмотрю отчёты коллег по прессухе Стаса, в случае необходимости наберу самого Стаса, уточню детали - и тоже напишу.
Сказано - сделано. Пошёл смотреть на акцию на Казанском вокзале и - как оказалось - спасать одну анархо-активистку от похищения прокремлёвцами - она тоненькая, лёгкая, вот они её и подхватили, и понесли по перрону...
Драйва в общем, хватало. Доехал я потом до ближайшего компьютера (к подруге в офис) и сел про всё это строчить. И тут новости: в Москве на Пречистенке, недалеко от Кремля, среди бела дня застрелен мужчина. Женщина, которая шла с ним...
А другую анархо-журналистку тоже пол-ночи коллега в чате убалтывал идти на Казанский вокзал. Да не уболтал, она пошла на пресс-конференцию Стаса Маркелова. Теперь имя этой журналистки всем известно, её звали Настя Бабурова.
Но это всё такое, личное отступление...
А вообще, разумеется, такие преступления не должны оставаться безответными. Ответ - это не ответный огонь на поражение (никто из нас не хочет гражданской войны), ответ - это ясно выраженная гражданская воля остановить череду таких преступлений и предотвратить повторение их в будущем. Для этого - каждый год демонстрация 19 января.
Это как наше 1 мая - оно ведь тоже по всему миру - в честь убитых рабочих, а ведь убиты они были давно, очень давно - в 1886 году. Но люди помнят, до сих пор помнят.
Вечная память Стасу и Насте!
Те, кто помнят, знают что делать: сегодня, 19 января в 19 часов в Москве сбор в Новопушкинском сквере, потом демонстрация по бульварам до Кропоткинской. И возложение цветов на Пречистенке: это уже каждый за себя - и дух антифа за всех.
Влад Тупикин
19 января 2016 года, Москва
материал газеты Воля
фото сделала тов. Anatrrra на демонстрации 2014 года
источник фото:
http://anatrrra.livejournal.com/213440.html