12 июня 2012 в Москве, фото: anatrrra
отсюда Теперь, когда 39-й номер Воли стал разлетаться по Москве, пришла пора опубликовать мою статью из этой газеты (макет в формате pdf по исправлению замеченных опечаток должен быть выложен не сегодня-завтра, как обещают в редакции).
Pussy Riot уделали РПЦРФ
Так много слов было сказано в последние недели и месяцы о группе Pussy Riot и её попытке, совместно с Богородицей, избавить Россию от П***на, что добавлять несколько сотен своих слов мне очень долго в голову не приходило - пока я не прочёл, кажется, всё, что опубликовано в медиа про Pussy Riot по-русски и не понял, что почти всё это - не о том (исключение, пожалуй, составляют, последние слова подсудимых участниц группы, интервью с Надеждой Толоконниковой, опубликованное на сайте Colta.Ru 1 августа, и текст Игоря Гулина «Зеркальное действие» о всей этой довольно безумной ситуации, опубликованный на том же сайте в тот же день).
С самого начала публичной общественной деятельности группы Pussy Riot их послание обществу было довольно лаконичным, ясным, внятным, как слово «пизда», написанное на заборе (помню, в Питере, прямо на выходе из знакомой подворотни, весной 2003-го появилось лаконичное утверждение: «300 лет пизды», - и всем сразу было понятно, про что это, зачем, кому адресовано и что означает - настолько понятно, что надпись лет шесть не решались закрасить, хотя украшала она одну из не самых безвестных улиц центра Петербурга).
Но с самого начала участницам группы приходилось каждый свой вздох, каждую ноту и каждый взмах ноги подробнейшим образом объяснять, как будто они инопланетяне.
Я сначала тоже поддался этой магии, думал: ну ладно, Россия - страна в каком-то смысле дикая, она хоть и была родиной авангарда 100 лет назад, ей до сих пор надо объяснять, что такое современное искусство, и даже наличие в ближайшем прошлом такого гения панка, как Егор Летов, не прибавило отечественным обывателям (и отечественным интеллигентам, в том числе) понимания того, что есть панк и каково его место в нашей и вообще во всемирной жизни.
Стало быть, задачей журналистики на тему Pussy Riot я видел
разъяснение «неумытой» России отдельных гигиенических тонкостей (а то у нас даже седобородые спецы с прищуром до сих пор полагают, что панки должны чем-то не тем пахнуть и ходить в грязном, а если они пахнут нормально и ходят в ярком, так это якобы не панки, а фэйк; надо бы, кстати, большинство высказывающихся об искусстве и политике тоже как-нибудь проверить, не фэйковые ли они эксперты, не фальшивые ли говоруны).
Но иногда наступает в душе предел выносливости, подобный тому моменту, когда желудок больше не терпит человеческих над ним истязаний и выталкивает всю массу накопленного обратно рвотой, через горло. Этот предел у меня наступил в день приговора Марии Алёхиной, Екатерине Самуцевич и Надежде Толоконниковой, 17 августа.
Мне кажется, если кто-то до 17 августа 2012 года не понимал, что действия Pussy Riot - никакое не хулиганство, что послание группы напрямую политическое и напрямую гуманитарное (а ведь именно об этом они всё время говорили прямым текстом - об авторитарной власти в России и об угнетении женщин), то не понимать этого теперь, после приговора, мотивированного исключительно политическими и антигуманными позывами отправляющих власть в нашей стране, стало уже невозможно. И если кто-то этого всё ещё не понимает, то вряд ли публицистика способна таким людям помочь, тут надо заново в первый класс топать, а то, может, и в детский сад. Только надо подобрать такой детский сад и такую школу, где будут преподавать не «Закон божий», уши которого вылезают из курса «Основ православной культуры», а светскую этику. И ещё я бы преподавал политологию и социологию - тоже, пожалуй, с детского сада. Потому что уже в детском саду дети вступают друг с другом и со взрослыми во вполне политические отношения. У нас этого не преподают и не преподавали, но не преподавали и «Закона божьего», так что Маша, Катя и Надя сами во всём разобрались и вырастили себя людьми политики и искусства, но прежде всего - людьми думающими, людьми смелыми и достойными.
Pussy Riot, возможно, не рассчитывали на такую взрывную силу своего эксперимента, который они поставили над политической властью в России (в её мнимо светской и мнимо религиозной форме), но теперь остаётся признать, что эксперимент полностью удался. Говоря короче, они просто уделали власти нашей страны. Теперь только душевно чёрствый и умственно тупой человек не видит, что суть этой власти - мерзость.
И за это женщинам из Pussy Riot - большое спасибо! Всем - и тем, кто за решёткой, и тем, кто, слава Кропоткину, на свободе.
Свободу Pussy Riot! Свободу политзаключённым!
С приветом,
Влад Тупикин
Впервые опубликовано в газете "Воля" #7 (39) 15 сентября 2012 года.
Ну а если кого-то интересует более подробно моё мнение по поводу РПЦ и её перспектив в XXI веке, его можно прочитать
здесь.