ХОРОШИЙ ФИЛЬМ, ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР

Jan 30, 2010 22:08



Кадр из фильма Кена Лоуча "Это свободный мир". Отсюда: http://seance.ru/blog/glazami-ekspluatatora/

В дополнение к моему посту о текстах Марии Кувшиновой (http://tupikin.livejournal.com/466514.html):

«Глазами эксплуататора»

Специально для блога «Сеанс» со сценаристом картины Кена Лоуча «Это свободный мир» Полом Лэверти побеседовала Мария Кувшинова.

Отрывки ниже. Полностью здесь: http://seance.ru/blog/glazami-ekspluatatora/

"Ещё вчера Кена Лоуча считали «последним социалистом», реликтом идеологичской борьбы XX века. Но сегодня, когда мы наблюдаем рецидив (а может быть, возрождение) идеологического сознания, его левизна уже не кажется такой уж старомодной".

(...)

- Политическая борьба, борьба идей - кажется, это что-то из XX-го века. Вас с Лоучем часто упрекают в старомодности?

- Мне-то как раз кажется, что наши фильмы - стопроцентно современные. Этот, например, отражает то, что я обнаружил, когда исследовал изнанку англо-саксонской модели цивилизации, которую мы все привыкли считать самой лучшей. Newsweek или, там, Time Magazine, называют образцом для подражания то, что происходит в Лондоне - прогрессивном мегаполисе с большими возможностями. Но возможности не так велики для рабочих, которые работают тут по две смены и живут в бараках на стройплощадке.

- То есть, левые идеи - злободневны.

- Человечество всегда задавалось вопросом, как максимизировать прибыль, нужно ли делиться ресурсами? Но контраст между богатым меньшинством и бедным большинством никогда не был таким разительными, как сегодня. Никогда. Это ведь не плод моего воображения - пять сотен белых мужчин контролируют половину всех ресурсов на нашей планете. Звучит как фантастика, но это правда. Я недавно слышал в новостях про большую сеть лондонских пабов, Punch Taverns, там был топ-менеджер... Я не помню, сколько он зарабатывал в абсолютных цифрах, но помню, что его годовой доход равнялся доходам 1114 рядовых сотрудников сети. Если про это карикатуру нарисовать, скажут - гротеск. И такая ситуация поощряется обществом, потому что да, это талант - подняться так высоко. Но аккумуляция средств в одних руках - яд, разъедающий общество.

- В экспулатации человека человеком нет ничего нового.

- Да, разумеется, это вечные вопросы. Шекспир писал о жадности и эгоизме. Мы можем вернуться в индустриальный Манчестер 80-х годов XIX века - там было фактически гетто для рабочих, лачуги, ужасный травматизм. Но и сегодня, где-нибудь в Бангладеш мы найдём такие же гетто, в которых работают люди, обслуживающие, например, глобальные ритейлинговые сети - Tesco, Play Mart... Когда видишь, в каких условиях они работают, кажется, что у них XIX век ещё не закончился.

- Есть ещё Китай...

- Каждый, кто следит за новостями, знает, как быстро Китай стал экономической сверхдержавой. Я тоже потрясен его успехами. Но мы знаем и то, что китайские рабочие заплатили за это процветание страшную цену. Режим называет себя коммунистическим, но ведь это капитализм, причём, довольно зверский. Я восемь лет назад ездил по Гуанчжоу, помню фабрику, на которой 25 тыс. рабочих работали шесть дней в неделю и жили там же, где работали.

- Собственно, из вашего фильма понятно, что ситуация в цивилизованных странах с долгими традициями демократии и профсоюзной борьбы тоже обстоят не лучшим образом.

- Когда мы готовились к фильму, то ездили в промышленные города - Абердин, Глазго, были в деревне. В Бирмингеме я встретил бригаду из двадцати польских рабочих, они мне такие истории рассказывали - чистый «Монти Пайтон», только очень страшный. Полное ощущение, что сто пятьдесят лет профсоюзной борьбы, достижений в области безопасности труда, медицинской помощи, гарантий - они просто испарились в один момент. Ничего этого больше не существует. Но борьба продолжается, она носит постоянный характер, многие годы или столетия - это всегда так: шаг вперед, два шага назад.

(...)

Полностью здесь: http://seance.ru/blog/glazami-ekspluatatora/

за подсказку линка спасибо тов. maximitch

кино, классовая борьба, медиа-сфера, культура

Previous post Next post
Up