ЖИРНАЯ ВЫСТАВКА НА ВИНЗАВОДЕ

Jan 27, 2010 15:57

26 января 2010 года на Винзаводе был жирный вернисаж... Нет, не так. Жирный вернисаж, с водкой, блэк-джэком и девками был на "Винзаводе" в Галерее Гельмана. А в Галерее "Жир" на том же "Винзаводе" открылась первая в новом помещении выставка протестного искусства, представленная скорее активистами (но всё-таки тоже и художниками) из московской группы "Агенда".

Александр Бидин, Сергей Марский и Евгения Дёмина выставили несколько объектов и инсталляций, о которых я расскажу без большого теоретизирования, а просто глазами непьющего "человека с фотиком", зашедшего на огонёк.



Первая же работа Сергея Марского, встречающая вас справа от входа (справа - это в данном случае очень символично именно политически), это шесть шапок, похожих на поповские, наполненные рыхлой землицей. Пресловутая русская почва встречает вас то ли обещанием жизненного жира (я присмотрелся: не чернозём, нет, чай не Украина), то ли (и это скорее!) запахом могилы (все трое участников выставки неделю назад участвовали в марше против нацистского террора, прошедшем в Москве в годовщину убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой).

"Агенда, - как бы говорят нам авторы (и на самом деле действительно говорят, например, пишут об этом в пресс-релизе), - одновременно и повестка дня, и to do list политической группы, поле центральных тем и способов мыслить политического активиста. Коллектив "Агенда" состоит из авторов, чья личная история возникает в контексте опыта политического участия".

Русская почва встречает нас недвусмысленно основательно - и сразу срывается в балаган, в обыгрывание телесного низа и духовного верха.

Розовая штучка-с-ручкой при более внимательном взгляде оказывается не просто штучкой-дрючкой, как, возможно, вначале подумали эти девушки, уютно расположившиеся на ней, дабы привести себя в порядок.



Нет, это изделие оказывается не просто символом фаллократии, пронзившей и российскую власть, и российскую оппозицию, работа Александра Бидина - это ещё и "весёлый" аттракцион. Ты подходишь, начинаешь крутить ручку, и скромный полосатый хуй оказывается вдруг игрушечной каруселькой с подвешенной бижутерией, каковая бижутерия неиллюзорно ебашит тебя по глазам, если только добрые друзья (твои и художника одновременно) не предупредили тебя об этом и ты заранее не пригнулся.

Ну, в самом деле, девочки тоже удивлены:



Ша! Пришлось даже подскочить от греха подальше!



Вернее, от физического урона. Грех наш, возможно, в том, что молчим и не сопротивляемся, пока "весёлым" хуйком российского государства и капитала тычут нам всем нагло в лица, обещая замочить в сортире за одно лишь рефлекторное желание прикрыть глаза рукою.

"В наше время только ленивый не критикует власть и капитал, - пишут участники "Агенды" в своём пресс-релизе. - Конечно, этот неленивый конструируется властью как экстремист. Таким образом возникает двойной уровень симуляции: симуляции критического дискурса с одной стороны и искусственное формирование образа врага в лице таких критиков - с другой.

"Агенда" находится в точке разрыва этой порочной связи. Она занимает критическую позицию имманентным образом - в силу собственной вовлечённости и ангажированности.

При этом "Агенда" радикально отказывается от репрезентации непосредственной политической программы. Дистанция, которую "Агенда" пытается занять - не по отношению к объекту политической критики, но к собственному контексту. Её усилия направлены на экспликацию своей идентичности и открытие внутреннего измерения того мира, что окружает рутину активиста", - завершают свой пресс-релиз участники группы.

Уфф... (если что, слово "экспликация" я тоже не понял)

Действительно, о какой конкретной политической программе можно говорить, глядя на следующую инсталляцию Александра Бидина? Это не программа, это просто условие свободного дыхания, нормальной жизни в нашей стране. И, вместе с тем, действительно, это и есть критика той симуляции радикального политического, которую ежедневно воспроизводят на свет иные активисты. Все ведь только произносят, никто не делает.

И...

Так, пока я болтал, игрушка немножечко сломалась. Шо за буржуй и шо за смерть, не совсем понятно:



Но плохи были бы агендовцы как художники и как активисты, если бы позвали на вернисаж обычную музейно-выставочную публику, которая привыкла к невмешательству, которая привыкла к "руками не трогать". Нет, здесь была другая публика. Тут же нашлись ребята и девчонки, которые принялись чинить возникшую заковыку:



Так, кажется, они всё быстро исправили? Ну да, так и есть, только мой одолженный "фотик" не очень-то фокусирует в условиях мрачного подвала:



Чтобы вы, на всякий случай, не обознались, и не забыли, о чём шла речь в этой инсталляции, я снял каждое словосочетание отдельно, ведь повторение - мать учения.

Итак, делай раз:



Делай два:



В смысле, делать-то никто как раз не делает, все только говорят, как я уже говорил. Вот это-то самое говорение без действия, это самое бездействие народное и анализирует "Агенда", и критикует его. Возможно, слово "экспликация" тут как раз в самую точку, но я всё равно не догоняю его значения.

Но чу! Рядом уже читают листовки, вывешенные Евгенией Дёминой на тонких лесках, целый застывший листопад улёток, зацепленных в падении и прикрученных снастью к низким сводам:



Что там на них? Политика? Образование? Почему вверх тормашками, боком? Самые умные?! Борзеть?!



Тааак, по-бырому разворачиваемся! Чтооо? Какое ещё другое решение?!



Да вы что, совсем оборзели?! Кому фабрики? Рабочим?! Это же нищеброды, они всё просрут! Кому землю? Крестьянам?! Да у них всё из рук валится!



Нет, нет, увольте, это не политика, это психиатрия какая-то, право-лево уже путают:



И верно: показания к применению - лечение невротических и неврозоподобных расстройств с проявлением тревоги, в том числе связанных с депрессией; панические расстройства. В самом деле, не до панического ли расстройства довела уже людей такая вот ситуация:



Ну а это куда годится? Фотография называется: "Художественный критик снимает, как критический автор снимает, как критический субъект читает то, что она некритически развесила в количестве, приближающемся к критической массе".



(художественный критик это я, если что)

Ффу... Вот и пацаны не прорубают, как здесь можно дышать, когда небо так низко и луна за решёткой:



Наша прогулка по выставке завершается, здесь невозможно долго находиться, реальность давит, провоцирует на радикальные решения... Вот и посетители слишком активно крутили "хуёвую" ручку, центростремительный хуй вошёл в противоречие со своей центробежной головкой, низы не хотели, а верхи не могли. В итоге, как и в феврале 1917-го, на помощь пришли русские женщины. Женя убрала фотоаппарат и взяла исправление ситуации в свои руки:



На выходе нас ожидал конспиративный процесс распространения революционной литературы, снимать который не было у меня ни морального права, ни возможности: я спешил оторвать себе быстро разлетавшиеся экземпляры того и этого, и ещё вот того...

В относительно ближайшее время теоретически ждите от меня рецензий на отхваченные в борьбе на лестнице январский "Автоном", июльскую прошлого года "Чёрную звезду" и ориентировочно январское "Антифашистское сопротивление" (практически же я не факт, что их прочитаю)...

А вот чего можно ожидать от русских женщин при таких раскладах...

Спор наш, как и в 1917-м, рассудит сама история.

Влад Тупикин, фото автора
26-27 января 2010 года, Москва

первая публикация: http://ru.indymedia.org/newswire/display/23279/index.php

об "Агенде" на сайте галереи: http://zhiruzhir.ru/post/924

объявления о выставке в ЖЖ её участников:

http://copylefter.livejournal.com/112786.html

http://formicaleo.livejournal.com/61842.html

http://marsky.livejournal.com/6441.html

UPD

этот репортаж перевешен на сайт галереи "Жир" (в сокращении): http://zhiruzhir.ru/post/993

контркультура, анархизм, москва, do the media!, just for fun, h.w.d.p., фото, общественные тенденции, свобода слова, punx not dead, a.c.a.b., линки на статьи влада тупикина, культура

Previous post Next post
Up