ИСХОД. ЕСЛИ ОН, КОНЕЧНО, ВОЗМОЖЕН

Oct 22, 2009 12:01



DJ stalingrad. Исход. Обложки, задняя и передняя (слева направо).

На Полит.Ру сегодня вышла моя, написанная неделю назад, рецензия на лучшую книгу о молодёжном радикализме, которую мне довелось читать. Вернее, это не рецензия, а попытка рецензии, размышления около. Совершенно неудивительно, что написав этот текст, я подумал, что надо писать про ту же самую книгу второй. И даже начал писать. Да и третьего дня с другом-литературоведом мы обсуждали её минут сорок на улице, на холодном ветру. Восторг смешивался с осторожностью, удивлением, шоком, догадками...

Эту книгу разбирают в "Фаланстере" и его филиалах как горячие пирожки. Эту книгу можно скачать прямо сейчас в вордовском файле, распечатать на принтере и прочесть (отсюда скачать: http://ifolder.ru/13788624).

Рецензия моя, вернее, её попытка, написана без западла, никаких тайн сюжета не раскрывает. Так что можно читать до, а можно после прочтения книги. А можно и вообще не читать. Вы, главное, "Исход" прочитайте.

Адрес текста на Полит.Ру: http://polit.ru/author/2009/10/22/ishod.html

Здесь, под катом, неправленый черновик, который отличается от версии Полит.Ру чисто косметически, но уж никак не политически и не по смыслу.

ИСХОД. ЕСЛИ ОН, КОНЕЧНО, ВОЗМОЖЕН
Лучшая книга о молодёжном радикализме - в лучших книжных магазинах столицы

Давно я не читал прозу с таким увлечением. Проза ведь обычно не дотягивает до жизни по напряжению, по силе эмоций, правдивости, искренности, по неприкрытости и неприкаянности, собственно, по всему тому, что составляет основу витальной силы, по всему тому, благодаря чему мы все всё ещё здесь, всё ещё пишем и говорим, всё ещё живём.

Место прозы в моём интеллектуальном пространстве давно заняли письма и разговоры, а также чтение маленьких (не)настоящих журналов и сайтов (потому что "настоящие" журналы и газеты - такой же, в основном, ненатуральный компост, что и обычная проза).

Ещё сейчас принято рассуждать о смерти романа, о том, что этот литературный динозавр не может перевалить своё огромное тело через горную гряду современности, что его пузо вспорото и потроха тянутся по камням истории кровавым шлейфом, что все эти плохо упакованные и постоянно выпадающие кишки большой формы - в прошлом.

Книга, которую я читал с необычным увлечением - могла бы быть заявкой на роман, но, думаю, у автора не было времени писать такую махину, он из того поколения, которое живёт быстро, а умирает, - как получится, бывает, что и молодым. Дядя Федя, которому посвящена повесть "Исход" и которого я лично не знал, уже умер, как раз около года назад. Его убили несколькими десятками ножевых ударов, он истёк кровью и всё последнее время своей жизни, несколько десятков минут, был в сознании.

Эта повесть тоже похожа на крик, но это было бы самым неправильным сравнением, я даже не пойму, как такая простая метафора пришла мне в голову, это совершенно неверно - сводить её к каким-то аттрактивным проявлениям человеческой экзистенции, хотя, конечно, она вся про них, про изменённые состояния человеческой психики, про жизнь в этом изменённом состоянии. В повести много водки, лёгких и тяжёлых наркотиков, крови и опьянения кровью, но главные факторы изменения, возможно, даже мутации - не в них.

Главный фактор изменения имел место при рождении данной эпохи, которую мы сейчас проживаем, в перестройку, когда рушился созданный при СССР, но при этом без его санкции, во все предшествующие десятилетия отлаживаемый (когда полулегально, а когда и полуподпольно) и умерший однажды во сне (никто этого синхронно практически не заметил) организм Советского Общества. Я имею в виду не сам СССР как страну и государство, я имею в виду именно Советское Общество, этот коллективный носитель неиллюзорных ценностей, представлений о выстраивании жизни, о должном и недолжном поведении, о совести, чести и правде.

Когда это случилось, когда Советское Общество усопло, в стране, населённой бывшими советскими гражданами, оказалось очень много бесприютного "человеческого материала", который какое-то время никто больше специально централизованно не вылепливал и который пытался лепиться как-нибудь сам, комок за комком - и комки эти чаще падали на асфальт, нежели воздымались к небу, и оказывались давимы каблуками хаотичных непрогнозируемых обстоятельств - хоть и не катком давимы, но не менее эффективно.

Особенно страшно должно было приходиться детям, заброшенным детям, чей рост и взросление пришёлся на дезориентированные 1990-е, с их ежедневным заоконным калейдоскопом ярких и блёклых деталей, каждую из которых не хватало времени даже рассмотреть по-хорошему, не то что взвесить, попробовать на зуб, оценить, не было возможности просто потрогать рукой, ощупать. Незавидная участь взрослеть в такое время, как наши 1990-е, никому такого не пожелаешь, но поколение - было рождено, ещё при Советском Союзе, и вынуждено было расти в результатах его катастрофы, под градом его падающих моральных и материальных обломков, будто под дождём и снегом, покрываясь оседающими хлопьями, то ли пеплом костров, на которых сгорало, чисто в обогрев, великое, то ли концентратом, осадком перенасыщенного раствора правды. Зонтов им при рождении не выдавали и потому они впитывали всё это своей кожей, своими губами, глазами, ушами, своими ноздрями и всеми теми чувствилищами, что прячутся между нейронов, в ежедневной панике неопределяемого бытия.

Но вот, поколение выросло. Проза его - появилась.

Повесть "Исход" появилась на свет потому, что автору её, который счёл возможным подписаться как DJ stalingrad, на время удалось вывалиться из этой гонки бытия, которое он и его друзья только подхлёстывали сознательно, не давая остановиться ни ему, ни своей рефлексии по его поводу, подхлёстывали шесть или семь лет - нарезанной на сподручные куски арматурой, кастетами, ножами, кулаками, бухлом, изредка - воспоминаниями о небе, дозами героина, вымучиваемого у дилеров и адреналина, вымучиваемого у реальности - и ведь это ещё не самое ужасное, не самое плохое, что удалось им из этих лет вымутить.

Родилась повесть о том, как компания подростков раз за разом взламывала покровы навязываемых извне социальных иерархий и мнимого порядка, как она теряла первоначальный энтузиазм (а покоя, чистоты и здоровья там не было с самого начала - вспомним, это ведь дети 1990-х) и обретала тот опыт, который простым перечислением своим приводит в трепет непогружённого наблюдателя, не то что - попытками себя осмыслить и выразить.

Автор, точивший свой нерядовой литературный дар о камни гитарного и прочего хардкора под-московных и вообще под-городских электричек, о холодные полы грязных и голодных вписок (так именуются на языке тех, кто жив и передвигается по своей воле, временные пристанища; недавно журналисты, желавшие выведать у меня тайны, с которыми я не хотел расставаться, прислали мне СМС на вписку, на один из краёв ойкумены: "у вас в гостинице есть телефон, куда мы можем перезвонить?" услышав слово "гостиница", я захотел послать на три буквы немедленно, но у меня просто не хватило иностранных копеек на ответную СМСку), пользуется им настолько умело, что речь его течёт незаметно, будто поток воды, втихаря смешанный с обезболивающим: я читал эту повесть в вагоне метро, на эскалаторе, минуя норовящие вдарить по почкам турникеты, в проёме между двумя шеренгами дверей, в подземном переходе, на улице, на ступеньках, на тротуаре, перешагивая с бордюра на мостовую и дальше чуть ли не под колёсами машины... Я вообще-то давно дал обет не читать на ходу, но тут не выдержал, сдался на милость тексту, который так захватил меня, что я уже три недели, ровно с момента как прочёл, не знаю, как о нём написать.

В попытке выкрутиться я решил породить гантелю - двуглавую рецензию, одновременно на книгу "Исход" товарища DJ stalingrad и на книгу "Вооружённая радость" товарища Alfredo Bonanno, известного анархистского теоретика и практика, чьё творение было запрещено в Италии, а сам он отсидел 18 месяцев за то, что написал эту книгу - и это была не последняя его отсидка, кстати, буквально на днях, уже в октябре 2009-го, он был арестован в Греции за возможное участие в вооружённом ограблении банка - улов похитителей составил 49 с чем-то тысяч евро, улов охотников - 72-летний не боящийся мыслить человек, который никогда не сдавался; Бонанно был арестован в той самой стране, в которой в декабре 2008-го была начата повесть "Исход" и автору этой повести обстановка тогдашнего греческого восстания молодёжи, в котором он участвовал, показалась достаточно курортной и достаточно спокойной на фоне его обычной московской и около того жизни - с ежедневными драками, поножовщиной, зашиванием ран на кухне у знакомого фельдшера, употреблением водки и чая в неприметных придорожных шалманах европейской части бывшего Восточного блока, с постоянными отзвонами скаутов, выкупанием товарищей из ментовок и выдиранием их в бою у настоящего врага, с которым он, один из главных действующих лиц московских антифа, вёл свой не прекращавшийся ни на минуту бой.

Из этой идеи написать сразу про повесть как бы о вооружённом авангарде и про критику политики вооружённого авангарда, ничего не вышло, во многом потому, что Бонанно, когда писал в 1970-е, имел в виду "Красные бригады", а DJ stalingrad, когда участвовал 2000-е, был скорее в составе мобильной автономной боевой группы, примерно такой, каковые Бонанно видит в качестве альтернативы централизованной боевой организации и централизованной бюрократической политике вообще.

И если Бонанно много внимания уделяет анализу анархистской либо анархизированной повседневной тактики, то DJ stalingrad просто описывает её, почти не вдаваясь в теоретизирование, лишь иногда прокламируя то, с чем согласен, то, на чём стоит, в виде кратких и не подлежащих обсуждению выводов.

Между ними, товарищем Бонанно и товарищем stalingrad’ом, - не только 50 лет возрастной разницы, не только 30 лет от одной книги до другой, не только мнимая пропасть между нищей Италией и нищей Россией, между ними - вся доступная взору и ощупыванию территория Европы, которую эти два человека действия пытаются кроить по-своему, поверх границ между странами и государствами, кроить с помощью травматов, арматуры и, конечно, слова, которое в умелых устах действует не хуже удара ножом, не хуже стежка хирурга, зашивающего рану, не хуже укола анестезии.

"Вооружённая радость" - книга, которая, возможно, создала время, тогда, в Италии конца 1970-х.

"Исход" - книга, которая создаёт время прямо сейчас, в России конца нулевых.

Влад Тупикин
15 октября 2009 года, Москва

история активизма, россия, контркультура, антифашизм, москва, классовая борьба, книжки, личное, история культуры, международ, италия, история, антифа, греция, линки на статьи влада тупикина

Previous post Next post
Up