Колонка для сайта "Bakunista!":
http://bakunista.nadir.org Фанатка на фоне Никонова. Питер, Цоколь, 19 июня 2009 года, фото Влада Тупикина
Это последняя фотография, снятая мною перед тем, как вокалист группы ПТВП Лёха Никонов ударил микрофонной стойкой прямо мне в объектив. Впрочем, того, что стёклышки полетели в разные стороны, я сразу и не заметил. Я заметил, как он продолжал наносить удары микрофонной стойкой - ещё четыре или пять раз - по людям, стоявшим рядом со мной. В основном это были девочки, сбоку от сцены - понятно, что в центре им не удержаться, удалые мачо-танцоры обычно отпихивают девочек к краям. Не знаю о чём думал Никонов, знающий меня лично и пригласивший меня на этот концерт, допускаю, он не узнал меня: со сцены плохо видно зал, это факт. Но то, что он бил неведомо в кого, просто так, наобум, разве от этого произошедшее не выглядит ещё отвратительнее?
Допустим, ему не понравилась вспышка, что его много фотографируют... Фотографов было несколько, двое из них вообще стояли в метре от него, на сцене. Почему-то он выбрал дальнего, того, кто стоял вместе со всеми, с панками, с девочками-фанатками: меня. Но почему же он бил не одного меня - если допустить, что поводом всему - фотовспышка?
Никонов, между тем, лишил меня средства производства, средства, с помощью которого я добываю себе хлеб насущный. У меня нет постоянной работы, сейчас на дворе кризис и разбить камеру не какому-нибудь, условно говоря, Первому каналу, а безработному журналисту - это, может быть, и не обречь его (меня) сразу на голодную смерть, но это всё равно такой мощный этический поступок... Наверное, такое может себе позволить только настоящая звезда рок-н-ролла.
Но куда большее впечатление на меня произвело то, как он бил девочек тяжёлой микрофонной стойкой - по рукам, по головам. И как мачо танцоры, повернув на мгновение свои головы, через пять секунд уже отвернули их и продолжали прыгать под бодрые ритмы любимой команды. Раненые девочки - раненые в прямом смысле слова, я видел кровь своими глазами, - поспешили из зала. Я последовал за ними, но в толчее (питерский клуб "Цоколь" был переполнен в этот вечер, 19 июня 2009 года) не смог пролезть достаточно быстро и, конечно, упустил их из виду.
Позднее Никонов, принеся мне сухие извинения, пустился в рассуждения о том, как его достали фанаты, как он ненавидит все проявления фанатизма и когда замечает такое вокруг себя, борется с этим. Ещё позднее он сказал бесстрастно: "Двух девочек вообще на скорой увезли".
Я не полез с Никоновым драться - это ничего бы не изменило. Никонов очевидно сам нарывается: как поэту, воспевающему маргинальщину и борьбу с реальностью, ему, возможно, хочется стать жертвой нападения, при этом я даже не буду искать здесь никаких мазохистских комплексов.
Мне кажется, всё куда проще, чем детские комплексы и тяжёлые психологические проблемы: человек просто заважничал или, сказать грубо, оборзел, почувствовал себя рок-звездой, которой можно всё и которой для поддержания интереса к собственной стареющей персоне нужен скандал любой ценой.
И ещё для меня очевидно, что в этот момент, и без того обладая властью над большинством слушателей, над теми, кого можно отнести к фанатам, он возжелал прямой физической власти над их телами - и потому бил их прицельно микрофонной стойкой словно копьём. Чем он в этот момент отличался от конного капризы-феодала, наказующего пешего смерда, не уступающего ему дороги? Чем отличался он капризы-мента, орудующего дубинкой? Мне кажется, что ничем. И хотя многим давним поклонникам Никонова-поэта и Никонова-панк-музыканта покажется абсурдным это сравнение, всё же, представьте себе: Лёха Никонов действительно выступил в роли мента, причём довольно убедительно.
Ребята! И особенно девчонки! Приходите на следующий концерт Никонова! Может он и вас с радостью поколотит тяжёлой железякой, а вы так же радостно улыбнётесь (если не попадёте по скорой в больницу) и потом придёте на следующий концерт, и купите в дистро разных альбомов ПТВП, на которых группа устами своего вокалиста борется со всем плохим и за всё хорошее, клеймит поганых ментов, ФСБ и государство... Никонов неплохой поэт, Никонов актёр, Никонов на нашем русском фоне - достаточно заметный панк-вокалист, так что, возможно, вы все будете продолжать слушать его и ходить на его концерты.
Но я лично выводы для себя сделал.
ПТВП мне отныне совершенно неинтересны. Потому что если ты ненавидишь своих слушателей до того, что бьёшь их металлической палкой, не разбирая пола и возраста, то не собирай с них денег за вход, не прыгай к ним на руки со сцены во время выступления, не читай им свои стихи, не пой им, вообще не устраивай концертов. А если бьёшь их, но продолжаешь питаться их энергией - и их деньгами, которые они платят за концерты, диски и кассеты, - то ты, как пелось в одной известной панковской песне, - хуй, а не панк.
У ПТВП в работе сейчас новый альбом, у Никонова лично - сборник стихов, который выпускают, в общем, хорошие люди, активисты.
Активисты, подумайте, стоит ли всё ещё помогать Никонову. Того ли мы все хотели? Появления очередной капризной рок-звезды?
Ладно, прошлое так прошлое.
Единственное, чего хочется, так это чтобы публика, на руки которой в буквальном смысле любит прыгать Никонов со сцены, в следующий раз, когда он решит заняться стэйдж-дайвингом, разошлась бы - и Великий Русский Поэт хлопнулся бы со всего размаха об пол. Не думаю, что б это его протрезвило, но хотя бы нормально ответили бы за тех девчонок и их невинную кровь - не в стихах, в реальности.
Хуй, а не панк... хуй, а не панк... хуй, а не панк... Несколько раз, рефреном. Как в песне.
Влад Тупикин
20 июня 2009 года, Петроград
опубликовано здесь:
http://bakunista.nadir.org/index.php?option=com_content&task=view&id=323&Itemid=1