Особенности национального характера

Oct 26, 2013 18:27

Изменяется ли со временем национальный характер? Или же менталитет, как воплощение стереотипов мышления и поведения больших этнических групп, настолько устойчив, что никакие исторические события не в состоянии пошатнуть его? С одной стороны, немцев в начале XIX века считали романтическими разгильдяями и мечтателями, но уж никак не фанатичными милитаристами и приверженцами «орднунга», которые стали неотъемлемой чертой образа немца к концу того же столетия. С другой, какой бы социальный строй ни бытовал в России, все равно получалось что-то очень похожее на монархию с боярами и крепостными.


Задавшись похожими вопросами, американские социальные психологи взялись за изучение психологических особенностей потомков ирландцев, которые мигрировали в США на протяжении всего XIX столетия, и особенно во время Великого голода в Ирландии 1845-1849 годов, когда в Америку уехало около 1,5 миллионов (!) человек (к началу XX столетия население Ирландии было в два раза меньше,чем в середине XIX). В настоящее время потомками ирландцев себя называет около 40 млн. человек, в том числе и такие семьи, как Кеннеди и Клинтоны. Психологов интересовало следующее: сохранили ли потомки ирландцев какие-либо специфические черты в поведении?

В 1840 году мэр Бостона в частной беседе так высказался про ирландцев: «они являются расой, которая никогда не смешается с нашей, а напротив, навсегда останется отделенной и враждебной». Ирландцам приписывали следующие характеристики: алкоголики, недисциплинированные и ленивые работники, агрессивные, суеверные, глупые, склонные к вандализму люди. Из позитивных характеристик называлась музыкальная одаренность, умение красиво говорить, жизнерадостность. Ирландцы были аутсайдерами в американском обществе, и даже в разгар Великой Депрессии (1929 - 1933) работодатели писали на вакансиях о приеме на работу: «ирландцам просьба не беспокоиться».

В 1980-е годы ситуация
оказалась следующая: потомки ирландцев входили в состав правления Бостона, их уровень образования, доход и коэффициент интеллекта был выше, чем средний показатель по США. Сохранились ли какие-либо особенности поведения ирландцев, которые были в XIX веке? Социальный психолог Т.Сауэл, подняв статистику, считает, что можно выделить только две из них: умение красиво говорить (среди американских литераторов очень большой процент потомков ирландских эмигрантов) и склонность к алкоголизации (уровень заболеваний, связанных с алкоголем, среди ирландцев в 25 раз выше, чем среди потомков выходцев из Италии, и в 50 раз выше, чем среди евреев). Почему сохранились именно эти две особенности, а такие, как «лень», «агрессивность» и др., которые считались неотъемлемой чертой характера ирландцев, исчезли? По мнению классиков социальной психологии Л.Росса и Р.Нисбетта, это связано с тем, что упомянутые особенности были связаны с экономическим и политическим положением Ирландии и с обусловленным этим положением (очень сложным, а в определенные годы - бедственным) комплексом поведенческих реакций. В ситуации, когда от тебя ничего не зависит, а все попытки что-либо изменить раз за разом подавлялись (в случае с ирландцами - англичанами), алкоголь - популярный способ совершить личное бегство из окружающей тюрьмы и справиться с ощущением бессилия. Когда внешняя ситуация изменилась, постепенно изменились и стереотипы поведения, связанные с нею, в отличие от тех особенностей, которые не были обусловлены внешними причинами. Прием алкоголя - культурно обусловленный способ справляться с личными жизненными трудностями. Пить или не пить - это вопрос индивидуального выбора, а вот если тебе просто не дают работать или забирают последнее, то это уже вопрос социальный, вопрос устройства общества, в котором это возможно.

Интерес у социальных психологов вызвала и специфика менталитета афроамериканцев. В отличие от ирландцев, их предки, африканские рабы, были не только выходцами из принципиально иной цивилизации, но и принадлежали иной расе, что усиливает восприятие другого как «чужака». Американская исследовательница М.Собель отметила существенную разницу в менталитете жителей американского Севера и Юга. В частности, в культуре Юга доминирует экспрессивность, эмоциональность в поведении считается нормой, тогда как для Севера более характерна установка на сдержанность. Особенно ярко эта эмоциональность видна в различных формах религиозного самовыражения. «Так называемый «экстатический» подход к религии, состоящий в живом проявлении эмоций и даже одержимости, представляет собой прямое заимствование африканских практик»


Как и в случае с ирландцами, на поведение афроамериканцев сильное влияние оказали экономические и социальные условия, в частности, рабство. Т.Сауэлл и др. американские антропологи отмечали, что рабство и расовая сегрегация вплоть до настоящего времени определяют пренебрежительное отношение к работе и приобретению трудовых навыков в городских негритянских кварталах. Положение меняется с трудом. Отличие ситуации афроамериканцев и ирландцев очевидно. Причины этого в том, что ирландцы, во-первых, выросли в той же цивилизационно-культурной общности, что и американцы; во-вторых, по статусу они не были рабами и их не подвергали по этой причине длительной сегрегации; в-третьих, как уже говорилось, расовые отличия афроамериканцев усиливали неприятие их в среде белых американцев. Стереотип афроамериканца в сознании «белых» мало изменился с XIX века. Отмечу, что Барак Обама - не из потомков рабов, и его менталитет - не типично афроамериканский.

Итак, мы можем предположить, что менталитет, как совокупность идей, верований, традиций и морали, определяющих восприятие и поведение представителей этнической группы, не является величиной постоянной. Под влиянием различных факторов он изменяется, сохраняя те формы поведения и восприятия реальности, которые не зависят от внешней ситуации и являются результатом личного выбора (на которой влияют культурные традиции). По словам социальных психологов Л.Росса и Р.Нисбетта, «вряд ли можно распознать местечковых евреев в их уверенных и пользующихся социальным признанием потомках, населяющих студенческие городки и восседающих за столами советов директоров компаний, хотя дух учености и прагматизма, заложенный в еврейскую религиозную и торговую традицию две тысячи лет назад, легко уловим в любой группе западных евреев и сегодня (про дух учености евреев - здесь). Грязного и невежественного ирландца сегодня трудно найти по обе стороны Атлантики, хотя у них по-прежнему сохраняется традиция великолепного владения языком, а алкоголь все еще остается предписываемым культурой средством борьбы со стрессом и печалью».

Получается, что для того, чтобы изменить поведение масс и внести коррективы в менталитет, необходимо заниматься самыми что ни на есть прозаическими вопросами налаживания быта, создания конкретных условий для экономической и политической активности, и делать это в течении длительного времени и не меняя правил, а не «возрождать духовные скрепы» и заниматься прочим духовно-нравственным словоблудием. Вслед за бытием начинает меняться и коллективное сознание. А духовно-нравственное развитие, как тесно связанное с личным выбором и совестью, возможно только на индивидуальном уровне. Когда им начинает заниматься государство, то можно предположить, что со своей основной задачей оно точно не справляется.

Основной источник: Л.Росс, Р.Нисбетт. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999.

наука, этнопсихология, академическая психология

Previous post Next post
Up