Образ человека: гештальт-терапия.

Oct 08, 2011 00:41

Каждое направление психотерапии и, соответственно психолог или психотерапевт, работающий в этом направлении, имеет свою базовую концепцию, или образ, человека. Опираясь на этот образ, восходящий к философским концепциям, психотерапевтическое направление подбирает свои способы работы. Я хочу поделиться своим пониманием образа человека, основанном на философии гештальт-терапии (далее - ГТ) и экзистенциальной психологии (про нее - в другом посте).


В ГТ человек - это организм, находящийся в непрерывном взаимодействии с внешним миром. Человек ощущает свои потребности и желания, возникающие во внутреннем его мире, однако все они могут быть удовлетворены только во внешнем мире. Нет ни одной потребности, которая удовлетворялась бы "изнутри". Соответственно, из всего многообразия внешнего мира, хаоса образов, предметов, людей (что в совокупности образует жизненный фон) выделяется фигура, тесно связанная с потребностью. Например, когда мы голодны, то наше внимание автоматически начнет выделять из фона то, что связано с едой. Увидел яблоко рядом - протянул руку - съел. Потребность удовлетворена, и значимая фигура - еда - исчезает в фоне, уступая место новым - вслед за возникшей в душе новой потребностью. Описанный процесс называют контактом, и в моем примере он - состоялся.

Но окружающий нас мир имеет одну неприятную особенность - он нам ничего не должен. Вообще. Ответственность за удовлетворение своих потребностей лежит только на самом человеке. И хорошо, если он, во-первых, четко и ясно осознает все свои потребности, а во-вторых, обладает всеми необходимыми способностями и ресурсами, чтобы удовлетворять их - то есть находить в окружающем мире то, что позволит восстановиться внутреннему равновесию. Но в реальности мы или свои истинные потребности не осознаем, или же не знаем, как их удовлетворить. И поэтому раз за разом контакт человека с тем, что удовлетворяет его потребность - срывается. Классический пример - когда мужчина или женщина, испытывая сильный сексуальный интерес к кому-либо, боятся подойти, боятся признаться в чувствах, или же в присутствии объекта возбуждения превращаются в немых чурбанов, неспособных связать два слова. В идеальном мире идеальный человек запросто подошел бы к женщине, обаял бы ее, возбудил и взял. В настоящем мире, помимо собственных внутренних заморочек, существует еще реальность  женщины - и данный мужчина может не превратиться в фигуру, оставшись в фоне, незаметным. То есть для того, чтобы контакт между людьми состоялся, необходим диалог - взаимное движение, которое не гасится, не останавливается или не сворачивается одним или обоими участниками. Способность к диалогу - важнейшая способность здоровой личности.

А что, собственно говоря, происходит с человеком, почему он теряет естественную способность к установлению контакта сначала с собственной потребностью ("не знаю, чего хочу"), а потом - с другим человеком ("не знаю, как быть")? Младенец прекрасно осознает свои нехитрые потребности и четко дает знает матери - главному ресурсу их удовлетворения - о том, чего он хочет. Однако по мере взросления потребности усложняются, ребенок входит в мир, где его никто безусловно не принимает и не торопится на крик и требования. Напротив, к самому взрослеющему человеку предъявляются эти требования. Осознание этого тесно связано с переживанием своего одиночества... Приходится учиться договариваться и вступать в контакт. И тут включаются два обстоятельства, которые могут прервать начинающийся контакт - влияние других людей и собственный опыт.

Влияние других людей выражается в некритичном усвоении каких-либо установок, ценностей, правил (в ГТ - интроекты, в когнитивной терапии - автоматические мысли), под которые личность и подстраивается. "Ты должен быть послушным, тогда ты будешь хорошим" - это внушается всем детям на всех континентах. Если ребенок поверит в это, то во время общения с другими людьми главным для него будет быть хорошим, т.е. послушным, не мешать другим удовлетворять свои потребности (ведь детское послушание - это удовлетворение потребности родителей). Рождается иллюзия, что если будешь вести себя "хорошо" (а под этим "хорошо" подразумевается все, что угодно), то жизнь обязательно даст тебе конфетку. А ни фига. Не будет конфетки. Кроме той, которую добудешь себе сам. Жизнь вообще нейтральна по отношению к человеку, и уж точно - не справедлива... Поэтому одной из главных тем в ГТ - это тема ответственности и субъектности. Либо ты сам удовлетворяешь свои потребности, вступая в контакт, либо пытаешься заставить дело это других. А у других - свои планы...

Поэтому собственный опыт может быть травматичным. Сталкиваясь с вызовами внешнего мира, человек далеко не всегда находит адекватный ответ, позволяющий устранить этот вызов. Так, ребенок, вырастающий в семье, где царило насилие, может выработать защитную стратегию, которая помогла ему сохранить себя, свою психику, более-менее в сохранности. Но поскольку у ребенка есть только такой опыт, только такая стратегия поведения, то он будет ее воспроизводить и в будущем. "Не верь, не бойся, не проси" - он обрекает себя на одиночество, понимает это, но не в силах отказаться от некогда эффективной, но ставшей обузой стратегии поведения. Потому что без нее сталкиваешься с одним из самых страшных вызовов жизни - вызовом неопределенности, порождающем сильную тревогу. Поэтому, когда контакт с другим человеком начинает угрожать разрушить эту привычную стратегию недоверия, общение прекращается, контакт разрывается. Но важно помнить, что он не сам собой прекращается - его разрывает конкретный человек, преследующий конкретную цель (избежать еще большего дискомфорта). Он может это не осознавать, но именно он - субъект действия, а не некие внешние обстоятельства и силы.

А еще можно вообще забыть о своих потребностях, утратить с ними контакт - совершить самоотчуждение. Это происходит, если потребности ребенка постоянно игнорировались. Личные желания вытесняются чужими, и человек может жить, удовлетворяя потребности других людей, даже умерших.

Итак, если обобщить вышесказанное, то человек в ГТ - это стремящаяся к удовлетворению своих потребностей личность, полностью ответственная за то, что она делает на пути достижения желаемого, причем неважно, осознает она это или нет. На этом пути у человека нет других помощников, кроме тех, кого нашел он сам. Никакие высшие силы не вмешаются, чтобы спасти, дать некий высший смысл.  Человек - один на один с миром, принимающий его вызовы и обживающий его, делающий уютным какую-то крохотную, но очень значимую для него частичку Вселенной. Человек не может изменить мир, он приспосабливается к реальности. Важно только отличать то, что есть, от собственных фантазий. В ГТ даже есть такое расхожее выражение - "тестировать реальность". То есть не строить домыслы, а взять - и проверить (спросить, сделать, попытаться). Например, я могу сколько угодно гадать о том, как ко мне относится тот или иной человек и что он по поводу меня думает, но пока я ничего не сделаю, чтобы проверить эти свои фантазии (спросить его или просто обратить внимание на то, что он ДЕЛАЕТ по отношению ко мне)  - я не контактирую с реальностью, и поэтому ничего не могу сделать, что бы как-то повлиять на происходящее.

Экзистенциальная психология дополняет данную картину, описывая вызовы жизни, или данности, с которыми сталкивается человек в своих попытках обжить, сделать уютной и своей эту Вселенную и свой мир в частности.
Previous post Next post
Up