я со своего ответа и начал, Вы не заметили. попробую другими словами. тварь (в православном понимании)--не Бог. изначально есть только Бог. вернее, изначально Бог--само бытие. поэтому возникает вопрос: откуда берётся "не". мой ответ: оно может появиться лишь в рез-те само-отрицания Бога. насколько я понимаю, в каббале именно это само-отрицание называется, образно, "ужатием". последнее, разумеется, нельзя понимать пространственно. это само-отрицание, как отрицания бытия, и есть "ничто", "из"--в смысле, при осуществлении--которого произведена тварь. (кстати, именно это само-отрицание в творении является первичным принесением Богом Себя в "жертву")
А про пространственность (образную) скажу, что в моих представлениях она разнится в разбираемых двух случаях.
В иудаизме мир получается внутри Бога. А в православии Бог в творении выходит вовне. Что-то еще добавляется к уже существующему без предварительного ужатия. А если учесть перспективу обожения созданного, то в итоге - расширение (умножение бытия).
Но для меня эти рассуждения отвлеченные. Никак не не объясняющие мой детский ужас небытия. Хотя теперь мысль о возможном полном исчезновении поспринимается уже как-то иначе, без ужаса, с каким-то смирением, что ли. Хотя сама такая мысль вряд ли православна.
===это само-отрицание, как отрицания бытия, и есть "ничто", "из"--в смысле, при осуществлении--которого произведена тварь. (кстати, именно это само-отрицание в творении является первичным принесением Богом Себя в "жертву")===
Прочла добавление. Ценное добавление... Мой ответ был написан без его учета.
* в православии Бог в творении выходит вовне --------------- я понимаю иначе, а именно: православие=пан-эн-теизм (т.е.: всё в Боге). согласен в этом с Карсавиным. не Бог выходит "вовне", а творение входит "в" Бога.
Я согласна с вашим пониманием. Просто до ваших разъяснений, не думала, что такая точка является православной (как представляла православную - описала выше). Мои симпатии в этом пункте были на стороне иудаизма.
тварь (в православном понимании)--не Бог.
изначально есть только Бог. вернее, изначально Бог--само бытие.
поэтому возникает вопрос: откуда берётся "не".
мой ответ: оно может появиться лишь в рез-те само-отрицания Бога.
насколько я понимаю, в каббале именно это само-отрицание называется, образно, "ужатием".
последнее, разумеется, нельзя понимать пространственно.
это само-отрицание, как отрицания бытия, и есть "ничто", "из"--в смысле, при осуществлении--которого произведена тварь.
(кстати, именно это само-отрицание в творении является первичным принесением Богом Себя в "жертву")
Reply
А про пространственность (образную) скажу, что в моих представлениях она разнится в разбираемых двух случаях.
В иудаизме мир получается внутри Бога. А в православии Бог в творении выходит вовне. Что-то еще добавляется к уже существующему без предварительного ужатия. А если учесть перспективу обожения созданного, то в итоге - расширение (умножение бытия).
Но для меня эти рассуждения отвлеченные. Никак не не объясняющие мой детский ужас небытия. Хотя теперь мысль о возможном полном исчезновении поспринимается уже как-то иначе, без ужаса, с каким-то смирением, что ли. Хотя сама такая мысль вряд ли православна.
Reply
(кстати, именно это само-отрицание в творении является первичным принесением Богом Себя в "жертву")===
Прочла добавление. Ценное добавление... Мой ответ был написан без его учета.
Reply
---------------
я понимаю иначе, а именно: православие=пан-эн-теизм (т.е.: всё в Боге).
согласен в этом с Карсавиным.
не Бог выходит "вовне", а творение входит "в" Бога.
Reply
Reply
а истина всегда православна :)
Reply
Leave a comment