Leave a comment

tugodum January 27 2014, 06:21:26 UTC
Богу важно самостояние человека.
или, по крайней мере, сознание в человеке этого самостояния.
и сопряжённое с ним сознание ответственности.
иначе бы Он не снабдил человека разумом.
а просто бы зажигал, скажем, красную лампочку в мозгу при восприятии ложного утверждения, зелёную--при восприятии истинного.

Reply

olegvm January 27 2014, 06:43:02 UTC
Так вера, как предполагается, фактически и выполняет функции аналога такой лампочки. А людям приходится делать выбор, следовать этой лампочке или не следовать.
Вопрос в том, почему выбрана именно такая лампочка?

Верю ли я в то, что Бог выбрал бы и выбрал именно такую лампочку?

Reply

tugodum January 27 2014, 16:37:43 UTC
если в любом случае приходится делать выбор, следовать этой лампочке или не следовать, то какая разница, какова эта лампочка?

Reply

olegvm January 27 2014, 18:37:07 UTC
Разные лампочки соответствуют разным критериям отбора.

Reply

tugodum January 27 2014, 18:51:39 UTC
при таком пониманиии, вера не м.б. аналогична зажиганию лампочки.
т.к. потребуется ещё одна лампочка, соответствующая вере в то, что первая лампочка--от Бога.
и так далее--бесконечный регресс.

Reply

olegvm January 27 2014, 19:02:51 UTC
/при таком пониманиии, вера не м.б. аналогична зажиганию лампочки./

Описывается ее роль именно так.

/т.к. потребуется ещё одна лампочка, соответствующая вере в то, что первая лампочка--от Бога.
и так далее--бесконечный регресс./

На практике, похоже, оказывается достаточно двух первых в ряду лампочек. Или же все они просто сливаются в одну, и никто особо не разлагает веру на это бесконечное множество составляющих.
Типа интеграла бесконечно малых.

Reply

tugodum January 27 2014, 19:07:17 UTC
* Описывается ее роль именно так.
----------
кем и где?

* На практике, похоже, оказывается достаточно двух первых в ряду лампочек. Или же все они просто сливаются в одну
----------
на практике--как Вы её описали--нет (и не м.б.) "разных критериев отбора".

Reply

olegvm January 27 2014, 19:14:26 UTC
/на практике--как Вы её описали--нет (и не м.б.) "разных критериев отбора"./

Я имел ввиду, что гипотетически возможные другие виды лампочек давали бы другие критерии отбора спасаемых. Выбор веры в качестве лампочки создал специфический критерий отбора.

/кем и где?/

Hgr-ом. Но, кажется, у него вполне адекватное понимание. А как еще можно понять роль веры в Предании?

Reply

tugodum January 27 2014, 19:23:15 UTC
* Выбор веры в качестве лампочки
----------
Вы говорили, что вера аналогична зажиганию лампочки.
т.е. получению какого-то восприятия, типа света.
но всякое восприятие так или иначе интерпретируется.
напр., кто-то верит, что виденный им свет--нетварный.
эта вера (основанная на интерпретации) есть акт свободы.
т.е. нечто принципиально иное, чем вИдение.

Reply

olegvm January 27 2014, 19:30:59 UTC
/эта вера (основанная на интерпретации) есть акт свободы./

А вот это уже непонятно.
Вера либо есть, либо нет. Ее можно заглушить, к ней можно прислушаться. Но это не волевой акт. Нельзя принять решение чему-то поверить и усилием воли это решение выполнять.
Кроме того, вера сама по себе обычно описывается как дар Божий, и, кажется, даже уже как нетварный дар.

В обычной жизни вере соответствует интуиция, какой-то внутренний голос.

Reply

tugodum January 27 2014, 19:36:15 UTC
я и не говорю, что "волевой".
акт свободы--не то же, что акт воли.

однако же мы не все свои интуиции принимаем за чистую монету.
чего и оо. делать не советуют.

Reply

olegvm January 27 2014, 19:40:43 UTC
/однако же мы не все свои интуиции принимаем за чистую монету.
чего и оо. делать не советуют./

А как отличить в себе правильную веру от неправильной, если таковая имеется, это вообще непонятно. Предполагается, что если ведешь правильную церковную жизнь, то это даст тебе правильную веру. Ну, или повысит шансы на правильность твоей веры.

/акт свободы--не то же, что акт воли./

А что тогда имеется ввиду?

Reply

tugodum January 27 2014, 19:51:36 UTC
имеется в виду, что истинность положения, принимаемого на веру, не выводится из каких-либо посылок (что делало бы принятие его принудительным для разума, а не свободным).

насчёт церковной жизни: надо прежде уверовать в истинность определённой церкви, и т.д.

Reply

olegvm January 27 2014, 20:00:43 UTC
/насчёт церковной жизни: надо прежде уверовать в истинность определённой церкви, и т.д./

Предполагается, что правильная жизнь приведет тебя в итоге и в правильную церковь.

/имеется в виду, что истинность положения, принимаемого на веру, не выводится из каких-либо посылок (что делало бы принятие его принудительным для разума, а не свободным)./

Если наличие веры не в нашей власти, то она не менее принудительна для разума. Предполагается, что сильная вера вообще оказывается более сильным побудителем для поступка, чем обычная эмпирическая реальность.

Reply

tugodum January 27 2014, 20:12:51 UTC
ну, так надо сперва уверовать в то, какая жизнь правильная.
и даже при одинаковой вере в это люди приходят в разные церкви, тем не менее.

побудильность не то же, что принудительность.
свободу крайне трудно определить, но из общих соображений ясно, что вынужденная вера--не настоящая.
(напр., если кто-то уверовал потому, что это выгодно--будь то материально или морально)

в Евангелии обретение веры сравнивается с прозрением или пробуждением.
не просто какой-то свет где-то увидел, а мiр в целом открылся по-иному.
причём так, что в нём оказалось больше свободы.

Reply

olegvm January 28 2014, 04:38:26 UTC
/ну, так надо сперва уверовать в то, какая жизнь правильная./

Это уже дар Божий. В общем аскеза и молитва.

/и даже при одинаковой вере в это люди приходят в разные церкви, тем не менее./

Предполагается, что одинаковая вера их соединит. По крайней мере, в пределе.

/вынужденная вера--не настоящая./

Предполагается, что настоящая вера от Бога, а ненастоящая от страстей.

/причём так, что в нём оказалось больше свободы./

Предполагается, что свободы от этого мира и его страстей. Это результат веры. А само появление веры это разве акт свободы?

Reply


Leave a comment

Up