Проехав и собрав информацию по Мордовии (
часть первая), мы с
anna_zharkova попросили штаб дать нам задание в Рязанской области.
Нас попросили разведать Култуки и Сосы Клепиковского района.
Но сначала мы решили закупить и отвезти некоторые продукты в Ласковской, так как судя по всем лентам на тот момент основной эпицентр был в этом районе.
Рязанская область. Ласково-Ласковский.
К сожалению, под Рязанью оказалось два села Ласково. А отсутствие карты Рязанской области, помноженное на оооочень медленный интернет и еле проявляющиеся гугл-карты до добра не довели.
Разумеется, мы уехали не туда, долго крутились, долго выясняли, долго злились и горевали, но в итоге разобрались.
Осмотрели ночную Рязань (хотя что можно увидеть в таком дыму, даже Кремль так и не разглядели), выпили чаю и выдвинулись в правильное Ласково; в общем долго ли коротко, в ночи, в дыму, при видимости не больше 100 метров, после почти 2х суток без сна, добрались до штаба МЧС в Ласковском.
Интерлюдия, смешное. Еду, дым, глаза закрываются, голова ничего не соображает. Анька с картой штурмит и пытается увидеть таблички с населенными пунктами.
"О! ЛАСКОВО!" - говорю я бодрым радостным голосом, и .... проезжаю поворот.
Анька: - Женьк, мы ж поворот на Ласково проехали!
Я: - А что нам Ласково надо было!?
В штабе МЧС в Ласковском
На последнем дыхании приехали к штабу МЧС, сказали что у нас есть для них продукты и вода.
Нас приветливо встретил взрослый дядька, явно не рядовой, сказал что утром надо будет отвезти в Заборье, а пока чтобы мы ложились спать, тут безопасно, показал, где умыться, и пообещал что в восемь утра на планерке нам все расскажут.
Все мысли по поводу МЧС и их эффективности тут писать не буду, потом отдельным постом, но не могу не сказать, что всю ночь с базы выезжали и приезжали пожарные машины. мы видели как приехала колонна с солдатами, видели как их отправляют на дежурство.
Видели белорусскую машину и две машины со наклейками "от туляков - рязанцам". Все постоянно уезжали с базы.
Никого не хочу оправдывать, но то что они не сидят на месте и не бьют баклуши видели своими глазами.
Ночь была ужасно дымной (в самый плохой день в Мосве не было и половины этой гари).
Дым разъедал глаза, в респираторах спать невозможно. и еще каким-то образом оказалось неплотно закрыто окно в машине. Утром проснулись слегка отравленные, но вроде выспавшиеся. В голове странный гул. Выгрузили воду и еду в штабе (все вопросы по снабжению как мы поняли решает Игорь Павлович (есть контакты)).
Нас попросили помочь с разбором вещей в Заборье или если есть возможность привезти им еще некоторых продуктов.
Мы съездили в Спас-Клепики
Передельцы
По дороге на Спас-Клепики начинаем привыкать к пейзажам: сильная задымленность, по обе стороны дороги горелый лес и сгоревшие деревни. Хроники военного времени, даже по цветовой гамме как на выцветшей пленке.
Про Передельцы написано много. Просто выкладываем фотографии.
Спас-Клепики
Приехали в Спас-Клепики. Удивились, обнаружив большой сетевой магазин БАРС, закупили все необходимое и стали обладателями карты почетных покупателей :)
В Администрации района расспросили про нужные нам деревни. Мне сказали, что сильно пострадала деревня Култуки, а в Сосах сгорел только один дом, и туда ехать не нужно, там сгорел только один дом.
Отвезли продукты на базу МЧС, получили от чудесного Игоря Павловича огромнейшее спасибо за кофе. Заставил снять респиратор и расцеловал в обе щеки, сказав что без кофе ребятам совсем по утрам тяжко. Обменялись контактами, сказали что весь день будем колесить по области и если что - можно звонить, и рванули в Култуки.
Заборье
Заехали в штаб помощи пострадавшим в Заборье.
Д
иректор Николай Яковлевич. Штаб организовали в сельском Доме культуры.
Он до потолка завален вещами, но при этом удивительным образом навели порядок и разобрали все вещи (правда рук им не хватает все равно).
Култуки.
Некогда большая деревня на 80 с лишним домов, длиной в 3 км сгорела почти полностью.
Очень быстрый пожар, минут 15-20, впрочем как практически везде.
Говорят, что рванул трансформатор. (уже позже на pozar_ru, я прочитала, что по всему району были очень старые 60ых годов трансформаторы, и что вроде как жителям предлагали как-то их окапывать и обеспечивать безопасность).
Разруха полная.
И пузырек валерьянки в чьем-то сгоревшем матрасе.
Среди руин увидели бодрых молодых людей, которые посреди пепелища прилаживали к столбу две спутниковые тарелки и
камеры.
До самого возвращения в Москву гадали, что бы это могло быть.
Доехали до конца деревни и обнаружили несколько домов, из них три жилых. И живут там три бабушки: 70-ти, 80-ти и 90 лет.
Блинкова Мария Ивановна, Масаева Александра Сергеевна, Михалова Ирина Ефимовна.
Да еще одна бабулечка не в своем уме, живет во дворе полуразрушенного дома в шалаше, ничего не слышит и очень сильно ругается на всех кто к ней приходит.
Сердобольные старушки соседки готовят ей еду и подкармливают, несмотря ни на что.
Мы разговорились с Ириной Ефимовной и ее дочкой, которая приехала помогать. К соседке приехал сын.
Итого их там сейчас осталось шестеро, из которых только один мужик. А вокруг деревни по-прежнему горит торф и начинаются остаточные низовые пожары. Бабульки ходят дежурить и боятся спать.
Спросили про гуманитарную помощь, они говорят что в Малахово что-то привезли, но по поводу того чтобы что-то получить мнутся и говорят что дают всего очень мало, хотя оно там явно есть, и ради этого идти в Малахово не могут.
Они просили их эвакуировать куда-нибудь, но за две недели к ним так никто и не приехал и не поинтересовался как они тут, в руинах деревни. Работали доярками с юности в совхозе Малаховский, всю жизнь здесь, а когда беда случилась к ним даже никто не приехал узнать что и как.
Очень переживают и говорят "вы там в Москве своей всем скажите, что нас бросили на произвол судьбы", пытаемся объяснить, что мы - по собственной инициативе, но они сказали "Ну вы же сможете, вы настырные, напишите в газете, что мы тут совсем обессилили, пусть нас заберут отсюда!"
С тяжелой душой прощаемся и уезжаем. Деревни Култуки больше нет. к и Окского заповедника, на границе которого она стояла.
А нам пора возвращаться домой.
По дороге оказалось что в штебе МЧС нет пластиковой посуды чтобы покормить вновь прибывших солдат внутренних войск.
Привезли им тарелок и уже было отправились домой.
По дороге, правда, усвоив еще один важный урок.
========Размышления по пути ===========
Насколько же много зависит от конкретных людей на местах. Подлясово и Култуки очень похожи по ситуации, за одним исключением:
в Подлясово УЖЕ началось строительство. Там обещают до зимы всех расселить. Пока мы говорили с жителями Председатель на машине постоянно проезжал, давал какие то указания встреченной нами Раисе Глиновой.
Директор деп-та соцзащиты по Зубово-полянскому району (Забайкин Борис Алексеевич), где мы были в предыдущий день, который был на стройке и не смог с нами поговорить, после позвонил и долго детально рассказывал как у них ситуация, куда отвезли наш груз. Говорил про компенсации погорельцам. Благодарил за помощь. Отдельно позвонил и мне и Аньке, чтобы сказать спасибо.
Информация про сбор помощи в Мордовии и в Саранске появилась одна из первых, хотя явно ситуация не такая критичная по числу пожаров и деревень как в Рязанской области.
А в Спас-Клепиковском районе к бабулькам, сидящим посреди пожаров даже не приехал никто поговорить.
Уже позже, в Москве мы узнали что в Култуки ездили еще одни "разведчики", но они как раз нашли только погорельцев, которые живут в районе Малахово в палатках. Интересно, к ним тоже никто не приходил?
Все контакты людей, о которых мы пишем у нас есть.
Если кто-то поедет, пожалуйста, свяжитесь с нами, мы расскажем кого где искать.