К марке Опель у меня особое отношение - это была моя первая машина.
Я сел за руль Кадета уже имея права (учился на тазе-семёре). Первое впечатление было шоковым - зачем были нужны все эти пытки при обучении??? если всё может быть ТАК просто - руль безо всяких усилителей просто крутится, педали просто нажимаются, передачи просто включаются. И машина просто едет - не прыгает, не дёргается, разгоняется и оттормаживается, без проблем маневрирует и вообще ведёт себя прилично. Тогда я раз и навсегда понял всё про наш автопром. Все последующие отношения с отечественными автоподелками только укрепляли сей вывод.
Кадету к тому времени было уже 13 лет и он был основательно поезженным и в заграницах и тут. У него в полный рост были все опелёвские старческие проблемы, но он был ещё бодр. Главным его плюсом (и минусом) был двигатель - он был Дизель. Плюсом была экономичность и неубиваемость, минусом - то, что если удалось бы его сломать, хрен бы кто его взялся чинить (всмысле незадорого чинить). И главное - он категорически отказывался заводиться когда становилось холоднее минус 10, да и с плюс 5 заводился уже с трудом - несколько минут грохота, чёрного дыма и косых взглядов соседей.
Короче потаскали мы его на верёвке о-ёй сколько... Дизель - такой дизель.
Я будучи бедным студентом и просто человеком далёким от техники вёл себя с ним честно говоря по-хамски - текущее техобслуживание отсутствовало в принципе, и любая проблема ("а чёта он как-то странно хрустит/стучит/тупит/рычит/кряхтит) решалась методом поднять повыше правую руку и резко опустить со словами "а и фиг с ним". И он терпел. Он просто ехал когда мне было нужно. Когда стуки начинали выходить наружу, производился минимальный оперативный ремонт. При этом родные узлы жили по несколько жизней - "новые" зачасти мэйд ин туркиш делались исключительно из говна, и приходилось искать по разборкам отходившие ресурсы тросики, шрусы, переключатели и т.п. - они были лучше.
За 4 года что я на нём ездил, он ни разу не встал на дороге - это показатель.
У нас не любят опелей. В России культ немецких машин иных марок - когда я ездил на Кадете, народ сходил с ума от продукции VAG, а более сложные люди уже сели на бумеры и мерины.
"Нормальный пацан" тогда купил бы за три цены литовский перелатанный гольф после своей первой убитой зубилы, а после уже или пассат или ауди-бочку или бумер, с которыми возился бы до полусмерти, пока б не продал. Но не Опель. Для меня это всегда было загадкой, ибо гольф в моём понимании это навороченный запорожец, а пассат - просто большая, дурная и совершенно некрасивая машина. Престарелые Ауди и БМВ "без пробега по РФ" которые тогда ездили у нас, это вообще без комментариев. Но понты они же дороже денег.
У опелей всегда был один главный и существенный недостаток - они гнили, причём по-страшному. Но тут есть нюанс - если машину не бить, гнить она не будет. Точнее будет, но существенно меньше, и только там, где повреждена краска. Как бы то ни было, видимо именно из-за коррозийной нестойкости у марки образовался нехороший имидж. В Германии говорили, что любая машина со временем становится опелем, а когда всё европейское автостарьё свезли к нам, оказалось что старые опеля бывают двух видов - опель-ремонт и опель-капут...
А что вы хотите от двадцатилетних машин? Кадет сильно гнил. Но турецкая промышленность быстро освоила спецремкомплекты - пороги, арки, крылья. Это позволило ему жить долго.
Если за хорошей машиной следить - она не будет делать подлостей. Опель - хорошая машина.
После продажи я некоторое время его встречал. На этом фото ему 20 лет. Вряд ли он жив до сих пор.
***
Компания по производству швейных машинок и велосипедов Adam Opel AG начала делать автомобили (точнее самодвижущиеся повозки) 111 лет назад. К началу Первой мировой войны Опель был крупнейшим производителем автомобилей в Германии. В 1924 году Опель первый в Европе перешел на конвейерное производство.
Войдя в корпорацию GM в 1929 году компания получила возможности для дальнейшего технологического развития и расширения рынков сбыта. Самый старый Опель, который я видел, был выпущен в начале 1930-х; одна из первых уже германо-американских машин:
Opel 1,2-Liter (скорее всего он), 1931-35 гг.
Тогда авто всё ещё напоминали кареты с мотором.
К моменту прихода к власти Гитлера, Опель выпускал около 100 тысяч автомобилей в год и был самой успешной германской автокомпанией. К Олимпиаде 1936 года в Берлине, являясь частью пропаганды "немецкого превосходства", был пущен в серию один из первых в мире автомобилей с несущим кузовом - Opel Olympia. До этого автомобилем по сути была рама с агрегатами, кузов был мало важен.
Массовый выпуск машин с несущим кузовом - это революция в автомобилестроении. Благодаря такой конструкции, Олимпия была легче и безопаснее, быстрее и экономичнее конкурентов.
Opel Olympia первого поколения, 1935-37 гг.
Олимпию первого поколения принято называть "тупорылой" - с 1938 года машины делались с "круглой" мордой.
Opel Olympia OL38 на реставрации.
Олимпия выпускалась (с перерывом на войну) аж до 1953 г. Одновременно, с 1936 года, выпускался её уменьшенный вариант Opel Kadett.
В конце войны оборудование по производству Кадета модификации 1938 года было вывезено из Германии в Москву, где с успехом начали штамповать довоенные Кадеты под гордым названием "Москвич".
Москвич 400/401 (1946-1956 гг.)
До недавнего времени их можно было частенько наблюдать в полумёртвом состоянии по дворам и огородам. От 4-дверного Кадета "четырестопервый" внешне можно отличить в основном по эмблеме: у Москвича на морде написано "ЗМА" и сбоку "Москвич", а у Опеля на капоте дирижабль и написано:
При этом в нашей стране оказалась навалом и трофейных Опелей.
И со временем уже не определить кто гниёт в огороде - Опель или Москвич:
Третьей моделью Опеля с несущим кузовом стал Opel Kapitän - машина среднего класса, одна из наиболее технически совершенных в то время в Европе (прообраз нашего послевоенного ГАЗ-20М «Победа»).
Opel Kapitan (1938-1940 гг.).
Впоследствии одна из основных штабных машин вермахта.
Ну и, соответственно, достаточно много их потом попало в Россию в виде трофеев.
Самым старшим по званию в линейке предвоенных Опелей стал Opel Admiral, выпущенный к 75-летию компании:
Opel Admiral (1937-1940 гг.).
Машина на фото не из музея, и ей больше семидесяти лет!
Кабриолет.
Адмирал должен был конкурировать с Мерседесами, Ауди и прочими Вандерерами.
Авангардный дизайн и американский мотор давали ему для этого все шансы, но в 40-м году производство легковых машин в Германии было свёрнуто в пользу выпуска военной продукции.
Опель был национализирован и GM занёс компанию в список военных потерь.
Основным изделием бывших опелёвских заводов во время войны стал военный грузовик Opel Blitz - с двигателем от Адмирала.
Blitz - значит «Молния»:
Молния была эмблемой грузовых Опелей, хотя дирижабль так и оставался символом марки (видимо дирижабль символизировал прогресс? После
«Гинденбурга» это было несколько неактуально).
Впоследствии дирижабль на капоте превратится в стилизованный дирижабль в круге, потом дирижабль превратиться в молнию в круге, и наконец в 2009 году появилась молния в круге с буквами O P E L уже на Opel Insignia.
После войны останки Опеля вернулись GM. Активно выпускались грузовые Блицы, затем вернулись в производство довоенные Олимпия и Капитан с незначительными доработками.
В 1953 объёмы Опеля вышли на довоенный уровень и тогда же вместо Олимпии наконец запустили новую модель.
Opel Olympia Rekord (1950-1957 гг.).
Говорят, что это прототип Москвича-402. Не уверен.
В 1957 году Олимпию-Рекорд глубоко модернизировали (фактически сделав из неё американский Бьюик), и получилась вот такая красота:
Opel Olympia Rekord Р1 (1957-1960 гг.).
На фото праворукая модификация.
Олимпией стали называть вариант комплектации подешевле (с 1959 по 1962 он назывался просто Опель 1200), а Рекордом - подороже.
В дальнейшем из названия совсем выкинули слово «Олимпия», и с 1960 по 1986 гг. выпускались просто «Рекорды» Р2, A, B, C, D, E, E2.
В живую я видел из них только три последних. Я думаю все их помнят - полусгнившие чадящие разваливающиеся на ходу драндулеты…
После Рекорда с 86 по 2003 год Опель в этом классе делал Opel Omega.
В 1962 из Опеля 1200 сделали Кадет. Точнее Opel Kadett A. Один раз только такую в детстве видел - забавная маленькая машинка.
После Кадета А делали соответственно B, C, D ну и E - про него выше подробнее))
На базе узлов Кадета В в 1965 году была придумана эпохальная машина - Opel GT.
Opel GT /Grand Turismo/ (1968-1973 гг.).
Двухместное маленькое псевдоспортивное купе в стиле большого американского Шевроле-Корвет.
На фоне Ягуара вообще отлично смотрится).
В 1991 году у Кадета произошло раздвоение личности. Его переименовали в Астру (Opel Astra F, потом G и H).
Одновременно с этим Kadett Е продолжал выпускаться в Корее как Daewoo Racer, а с 1995 года как Daewoo Nexia, которую успешно штампуют до сих пор (но уже в Узбекистане).
Узбекский Кадет Е седан - Daewoo Nexia первого поколения (1996-2003 гг.).
Настоящий автомобиль за смешные деньги. Дальнейшая узбекская «модернизация» убила все сильные стороны Нэксии.
В модельном ряду Опеля между подростающим из поколения в поколение Рекордом и небольшим Кадетом в 1970 году появилась Opel Ascona, на базе которой параллельно выпускалось ещё одно опелёвское псевдоспортивное купе:
Opel Manta А (1970-1975 гг.).
Очень красивая машина. Второе поколение Manta В выпускалось аж до 1988 года.
Пережив три поколения, в 1988 году Аскону на конвейере сменила Opel Vectra А, купе на базе которой тоже было и называлось Opel Calibra (1989-97 гг.).
Вектру, очень удачную в моём понимании машину, закончили делать в 2008 через четыре поколения. Сейчас вместо неё появилась вышеупомянутая Инсигния.
Кстати купе Опель сейчас тоже производит - называется оно очень оригинально: GT. Читал, что фигня полная.
До него ещё делали в 2000-2005 гг. родстер Opel Speedster - и с ним там тоже особо не сложилось.
С 1983 года Опель начал производить машину классом меньше Кадета - Opel Corsa.
Сейчас уже делают четвёртое поколение, которое кстати заметно подросло в размерах за почти тридцать лет - я уже там вполне помещаюсь.
На базе Корсы тоже было купе - Opel Tigra (1994-2000 гг.).
А что же большие Опеля?
Послевоенный Опель Капитан выпускался с 1948 по 53 год. Затем он получил новый кузов, а в 58 году вышла новая модель Opel Kapitan P1 (в американском стиле - как и Opel Olympia Rekord Р1).
С 1959 по 63 выпускался Opel Kapitan P2:
Типичная американская машина того времени.
В 1964 модель поделили на три подвида: Kapitan, Admiral и Diplomat. В общем-то это была одна и та же машина, но уже побольше - представительского класса. Между собой автомобили отличались комплектацией, ну и соответственно ценой. Освободившуюся нишу в модельном ряду занял Opel Commodore, являвшийся по сути более навороченным вариантом Рекорда.
Дипломат (больше ориентированный на рынок США) и Адмирал стали вершиной модельного ряда, Капитан был их версией попроще. С 1969 по 77 год выпускалось второе поколение этого триумвирата, на котором опелЯ представительского класса фактически закончились.
Opel Kapitan В, машина 1969 года.
С 1978 года флагманом компании становится Opel Senator (на базе которого с 78 по 87 гг. собирали прикольное купе Opel Monza).
При этом Сенатор был просто удлиненный вариант сначала Рекорда Е, а с 1987 года Омеги А.
В 1994 флагманом модельного ряда стала Омега В, а с 2003 года компания Опель обходится без больших машин в своей линейке.
* все фото - мои.