(
Первая часть )
Прилетев в Венецию рано утром 31 декабря и бросив вещи на ресепшене в гостинице, мы пошли блуждать по сонному городу в направлении площади Сан-Марко. Наконец, перейдя мост Академии, мы попали в одноимённый с площадью район.
Площадь Санто-Стефано. Колокольня церкви Санто-Стефано с пизанскими наклонностями.
Первый раз после самолёта зашли в какую-то лавку выпить горячего чаю. Кроме чая можно было купить выпить что угодно. Но это всё вечером. Вместо чая купили горячий шоколад за 1,5 еврорубля и пошли дальше.
Канал Rio di San Luca. Гондольер прижимался, пропуская встречных, и отталкивается ногой от двери чтобы плыть дальше.
Чувствуется близость к центру: тут уже каналы просто заполнены гондолами. Подавляющее большинство катающихся - азиаты. Они сейчас везде как тараканы, куда не приедешь. Тянуться, блин, к прекрасному. Никак не могу привыкнуть, раньше их столько не было.
Площадь Манина с памятником ему в центре. Сам Манин (адвокат и революционер) неинтересный, а вот венецианский лев под ним (Лев святого Марка) - крутой.
Венецианские будни.
Это уже дома на площади San Luca. Виден указующий в нужном нам направлении указатель. Ими кстати увешана вся Венеция, хотя иногда они водят по кругу. До этого момента мы всё время шли прямо, теперь поворачиваем направо.
- Псс, парень! Не хочешь немного сюрреализма?
Идём прямо через мост по набережной канала Orseolo. Слева низкие венецианские телефонные будки - мне чуть выше плеча. Мужик стаскивает гружёную телегу со ступенек. Такое перемещение грузов конечно уникальная местная отличительная черта.
В конце канала Орсеоло бассейн, в котором организована большая гондолопарковка:
Гондольер на перекуре.
Маски.
И тут тесная камерная Венеция внезапно и решительно заканчивается...
...мы выходим на Сан-Марко:
Piazza San Marco. Была организована в 9 веке при постройке собора для украденных из Александрии мощей апостола Марка как главная площадь Светлейшей Республики Венеция. Слева и справа расположены здания Старых и Новых Прокураций. Прямо - собор Св. Марка и Кампанила. За Кампанилой выглядывает Дворец дожей. Этот вид практически полностью соответствует 17-му веку.
Click to view
В торце площади стоит новогодняя сцена. На заднем плане самое нестарое здание площади - флигель Наполеона (который захватил Венецию и ликвидировал её независимость в 1797 году. И построил этот флигель - для балов).
Прокурации - административные учреждения Венецианской республики. Здание Старых Прокураций постороено в 16 веке, к нему примыкает часовая башня Святого Марка. Новые Прокурации были построены напротив в следующем веке в том же стиле. К ним примыкает Библиотека св. Марка. Здания непараллельны, поэтому площадь имеет форму трапеции, с большим основанием у Собора. На первом этаже Прокураций располагаются кафе-магазины, на верхних - музеи и какие-то организации.
Птичник.
Basilica di San Marco. Кафедральный католический собор Венеции, изначально придворная капелла при Дворце дожей. Апостол Марк стал покровителем города в 828 году, сменив на этом посту святого Феодора (Теодора по-местному). Первоначальный собор, построенный для хранения его мощей в 832 году, простоял полтора века и сгорел. Через некоторое время его восстановили, но ненадолго: в 11 веке было построено теперешнее здание в византийском стиле, которое затем беспрерывно украшалось, в том числе и награбленными в Константинополе сокровищами.
Мозаика над главным входом. Сверху на балконе четыре бронзовых лошади - копия античной квадриги, утащенной в 1204 году с константинопольского Ипподрома. Оригинальные статуи находятся тут же, внутри собора. В Венеции квадрига простояла 800 с лишним лет (из которых 18 - в Париже), до этого 750 лет она стояла в Константинополе, а до того предположительно примерно столько же на острове Хиос. 2300 лет, живучая!
Собор конечно абсолютно уникален. Внутрь мы пошли в другой день, а в этот раз мы его только порассматривали снаружи.
Сувенирные шмотки.
Like a boss.
Слева от собора находится небольшая площадь, украшенная двумя львами из красного мрамора (1722 год). Львы бескрылые - редкая для Венеции ситуация. За львами на колодце стоит главная городская ёлка.
Когда мы только пришли на площадь, тут было относительно спокойно. Но количество народа увеличивалось просто в геометрической прогрессии. Вот это настоящая Венеция:
Толпы людей, говорящих на всех языках мира, спешащих как можно больше увидеть и сфотографировать.
У входа в собор. На заднем плане Часовая башня (1499).
Верхняя часть Кампанилы.
Мы нашли тихое место справа от собора у выхода из Дворца дожей. Там можно присесть передохнуть, подумать о вечном или поглазеть по сторонам.
Собор Сан-Марко сбоку. Роскошь на грани аляповатости.
Порта-делла-Карта - готические парадные ворота Дворца дожей, через которые сейчас осуществляется выход из дворца-музея (1442 год).
Порфировые статуи Тетрархов. Были изготовлены в 4 веке и попали сюда тем же образом, что и кони с балкона собора. Считается, что это какие-то римские императоры, а может быть и нет. У правого крайнего товарища отсутствовала часть ноги, и местные умельцы тонко и незаметно сделали протез. (В 20 веке археологи на родине Тетрархов отыскали оригинальную ногу и сдали её в музей).
- где мы?!
Мужик с палкой (видимо дож) и Лев св. Марка. На книжке у льва написано PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS (Мир тебе, Марк, мой Евангелист).
Кампанила - стометровая колокольня собора Св. Марка. Построена в 1514, от старости полностью рухнула в 1902. В 1912 была восстановлена в первоначальном виде. Служила одновременно колокольней, сторожевой башней и маяком.
Сооружение под башней - Лоджетта (1540-е). Использовалась как помещение для охраны Дворца дожей. Рухнула и была восстановлена вместе с башней.
Чайка. Кстати многие поверхности, на которые могут сесть голуби, в Венеции оборудованы специальными шипами. У чаек другая проблема - они от природы могут сидеть только на плоских горизонтальных поверхностях.
Дворец дожей (14 век).
Дож - выборный глава Венецианской республики. Дворец был резиденцией дожа, а также в нём размещались различные государственные структуры. На дворец мы потом специально выделили полдня.
Буквой "Г" площадь Сан-Марко выходит к Гранд-каналу, заканчиваясь двумя колоннами со святыми покровителями города:
Лев Св. Марка и Св. Теодор, убивающий змия. Колонны поставлены в 1196 году.
Это всё подробно мы будем смотреть потом, у нас ещё будет масса времени. А сейчас надо возвращаться в гостиницу, чтобы наконец отдохнуть после ночного перелёта перед встречей Нового года. Обратно тем же путём мы не пойдём, это слишком просто и скучно. Снова двинемся наугад в примерном направлении.
Отражение.
Канал Rio Menuò. Набережная проходит как бы по первому этажу дома. С 10 до 21 проезд проплыв запрещён за исключением гондол.
Дед мороз и ёлка с местным колоритом.
Дворами выходим на Гранд-канал. Стоянка гондол на фоне собора Санта-Мария делла Салюте. Ориентируемся куда нужно двигаться до моста Академии - нас занесло значительно левее.
Канал rio de Santa Maria Zobenigo.
Выходим на Большой канал уже значительно ближе к цели:
Направо. Виден мост.
налево:
Палаццо Барбариго. Дворец 16 века, отделанный муранским стеклом.
Переходим по мосту Академии из района Сан-Марко в Дорсодуро.
Очередь в Галереи Академии. Дают Тициана.
Церковь Сан Барнаба на одноимённой площади (12 век, перестроена в 18). Сейчас тут расположен музей машин Леонардо да Винчи.
Также эта церковь известна как библиотека из "Индианы Джонса":
Набережная Fondamenta Gherardini канала Rio de San Barnaba.
Торговля "с колёс". Переходим мост на заднем плане, и это уже прямая улица до нашего отеля.
Колокольня церкви Санта-Мария деи Кармини, сегодня мы её уже видели:
А кто-то Новый год на байдарках встречать собирается.
Заселившись в номер, мы сразу организовали в нём подобающий антураж:
Ёлка и мандарины, и пускай вокруг зелёная трава. Кстати внизу рубероидная крыша одноэтажного дома по ту сторону улицы. Можно представить её ширину.
Вечером, около девяти, мы выходим прогуляться на разведку в почти уже ночной город - получить навыки ориентирования в темноте и изучить ближайшие точки общепита.
Сразу рядом есть кафе, причём народ нормально сидит на улице при околонулевой температуре. Наверное что-то пьют.
Слева наша дверь. За нами ещё одно кафе. Ещё чуть дальше справа за углом есть хорошая пиццерия.
С кафе, гостиницами и магазинами в Венеции полный порядок.
Доходим знакомой дорогой до площади Рима (место, куда привозят автобусы из аэропорта), дальше по самому новому мосту через Гранд-канал - мосту Конституции - переходим к железнодорожному вокзалу Санта-Лючия. На полдороги нас застал Новый год по московскому времени (3 часа разницы).
Гранд-канал с моста. Слева причалы станции вапоретто "Piazzale Roma".
Погуляв по железнодорожному вокзалу (потом мы туда
сходили ещё раз днём ), мы вернулись на площадь Рима.
Очень популярная и крайне уместная по зимней погоде штука - горячее вино. Продавец нам передал, что полиция просит не брать ночью на Сан-Марко стеклянные бутылки во избежание недоразумений. Забегая вперёд скажу, что недоразумений вроде бы не было, но горы битого стекла были грандиозные.
Вернулись в отель, посмотрели по телеку Гриффинов. (Брайан, спасибо что живой).
Ближе к полуночи разведанными днём улицами идём в центр.
Сан-Марко:
Сверкают звезды стробоскопов и лампы синие огней.
Click to view
Заходим на площадь от флигеля Наполеона. Вокруг стоят, сидят, пляшут или пьют. Большинство в белых карнавальных масках. Прямо через площадь не пробиться, идём через галереи Новых Прокураций. Там единственный раз за всё время в Венеции встретили наряд карабинеров.
На флигель Наполеона лазером проецируются обратный отсчёт.
Многонациональные народные гуляния на фоне Старых Прокураций. Стоит невообразимый шум, гам и грохот - это не просторы Дворцовой площади, тут узкий каменный мешок (из много более древних сооружений, чем Эрмитаж. И ничего не рушится. Наверное).
Народ перемещается между площадью и набережной. Мы засели у Библиотеки напротив Дворца дожей пытаясь понять, где будет интереснее: с одной стороны на площади сцена, движуха и часы. С другой стороны, если будет салют, то смотреть его лучше у воды.
Стоим на набережной. Вроде полночь. Курантов нет, когда кричать "ура" непонятно. Отдельные группы людей периодически начинают громко праздновать и запускать петарды, бьют колокола.
Click to view
Buon anno! Урааа, салют:
Click to view
После салюта идём снова на площадь. Дискотека:
Click to view
Оппа гангам стайл. Все счастливы.
Дальше помню смутно, в гостиницу вернулись на автопилоте.