Jan 19, 2008 22:05
Я уезжаю на несколько дней, и перед отхездом по просьбе одного человека решил вывесить свой относительно старый (от 27 августа) пост о Вьетнаме. А вообще всё - я ушёл под воду!
В очередной раз побывал во Вьетнаме (Сайгон и его округа). Много чего было интересного. Удивительная, кстати, параллельность истории с Кореей, особенно последние полтора века. Одни и те же социальные движения, одни и те же представления о мире и правильном его устройстве или переустройстве. Всякие сдвиги в масовом сознании, культуре, политике не только очень похожи, но и происходили они примерно одновременно. При этом особого взаимного влияния там не было: просто похожие культуры (периферия конфуцианского мира) решали похожие проблемы похожими способами. Собрался бы кто-нибудь написать сравнительную историю региона (я, правда, собираюсь, но вот соберусь ли?)
Некоторые общие впечатления, с учётом не только этой, но и ранних поездок (я там был раз пять уже).
Страна ультра-капиталистическая. Сайгон - город контрастов. Трущобы с крысами, блеск витрин дорогих бутиков, много детей-попрошаек, зазывалы публичных домов буквально бросаются на тебя, торгуют все и всем. При этом тебя всё время слегка стараются нагреть - ощущение новое и несколько неприятно-непривычное после Кореи, где запрашиваемые цены от реальных отличаются, от силы, процентов на 50, где у всех всегда есть сдача и где чаевых не берут. В общем, в Сайгоне всё так, как и было в шестидесятые, если судить по описаниям. Так и хочется задать сакраментальный вопрос: "за что боролись?!", причём адресовать его можно обеим сражавшимся сторонам. Народу за тридцать лет войны перерезали - страшно сказать. Подвигов насовершали - на пять веков бардам и режиссёрам воспевать хватит. Злодейств наделали - историкам копать не перекопать. А результат - ноль. История пошла так же и туда же, куда она и так направлялась естественным образом. Ультракапиталистический Сайгон. И Ханой.
При этом все, с кем я там разговаривал (увы, по-английски или по-корейски), отмечают две вещи: а) жить неплохо, и с каждым годом всё лучше; б) коррупция страшная. В воскресенье разговорился и попил кофе с пожилым мужиком, бывшим офицером южновьетнамской армии. Мужик понравился, английский у него нормальный, ну.. нормальный по вьетнамским меркам, конечно. Власть он поругивал "рты затыкают", "делают что хотят", "мелкие начальники воруют по-мелкому, а крупные начальники воруют по-крупному", но тоже признавал, что "дело пошло". Подобные мотивы слышны везде (потом, наверно, отдельно напишу о моей поездке по Меконгу с сеульскими экономистами).
Никаких видимых признаков коммунизма, кроме разве что редких плакатов на фонарных столбах. Кстати, как по форме, так и по эстетике плакаты эти очень похожи на советские идеологические изделия времён позднего застоя. Народ ведёт себя раслаблено, да и власть не дёргается. По сравнению с Китаем, например, почти не видно полиции.
По восточноазиатским меркам, весьма мало национализма. То есть национализма хватает, но он не принимает истеричных форм, столь характерных для Кореи. Оно и понятно - победители. Начистив морду половине наличных великих держав, можно и расслабиться, особенно при таком экономическом росте. Нет нужды постоянно бить себя в грудь пяткой и орать "мы крутые!". И так всем понятно, что крутые.
Поэтому отношение к прошлому спокойное. Президентский дворец в Сайгоне - музей и памятник архитектуры, хотя он выстроен в начале шестидесятых. Всё там теперь тщательно отреставрировано, на крыше стоит президентский вертолёт, в штабных бункерах, что находятся под дворцом, на карты нанесена обстановка марта 1975 г., и экскурсантам даже показывают кухню. Тон комментариев негативный, но очень спокойный. В музейной экспозиции есть фотографии сожжённых карателями деревень, но рядом с ними висят и фотографии построенных свергнутым режимом школ и госпиталей.
Особенно интересно отошение к американцам и французам. Совсем нет ультранационалистического подхода, столь характерного для Северной Кореи (да, отчасти, и для Кореи Южной - поскольку речь идёт о японцах). Подчёркивается, что американское общество в своей значительной части было против войны во Вьетнаме. А уж к французам отношение совсем спокойное. Есть улицы Пастера и Кюри, в Историческом музее небольшой стенд посвящён созданию современной письменности на латинской основе, причём трактуется это событие очень позитивно, а создавший её о.Александр де Род - вполне уважаемый и широко известный персонаж вьетнамской истории. И это при том, что по данным статистики (нет времени писать) французское владычество было даже более репрессивным, чем японское правление в Корее!
Единственное, что явно вызывает лёгкий нервный тик - это Великий Северный Сосед. С точки зрения вьетнамцев, воду в кране выпили, конечно же, китайцы. В Историческом музее вся внешняя политика последних двух тысячелетий подаётся как история борьбы с Китаем. Ничего не делали, только отражали злокозненные налёты соседей. В книгах примерно то же самое.
В этой связи заметил один забавный, хотя и понятный парадокс: живописуя борьбу с экспансией китайских империй, кураторы музея и авторы популярных книг не слишком охотно говорят об экспансии самих вьетнамцев на юг (которая, разумеется, шла совсем не мирными методами). В Историческом музее в Сайгоне вообще нет упоминания о завоевании вьетнамцами дельты Меконга. В русских условиях примерным аналогом этого стало бы отсутствие в Музее истории Петербурга упоминаний о Северной Войне! Сайгон ведь был основан Домом Нгуенов, чтобы "ногою твёрдой встать на Меконге", и случилось это примерно в то же время, когда Пётр основал Северную Столицу. Другой парадокс: созданию французами на латинской основе письменности там посвящён стенд, а вот об иероглифике, которая была главной или единственной письменностью куда дольше латиницы, там ничего не говорится - так, замечания мимоходом. Впрочем, повторяю, всё это является очень безобидным - в отношении к миру царит уверенность в себе, вообще характерная для победителей.
К русским, кстати, хорошо относятся, особенно на Севере.
А вообще - очень красивая и интересная страна.
Восточная Азия,
Вьетнам,
всякое