По сообщению корейских иммиграционных властей, количество иностранных туристов, посетивших Корею с начала этого года, достигло 10 миллионов человек. 2012 год пока не завершился, и есть основания предполагать, что общая число туристов по его итогам составит примерно 11 миллионов человек. Однако в любом случае речь идет о рекордном уровне - в таких количествах иностранные туристы никогда не посещали Корею. Темпы роста тоже впечатляют - в 2000 году в Корее побывало всего лишь 5 миллионов иностранных туристов, в прошлом году - 9,8 млн.
Вообще говоря, Корее не слишком повезло с тем, что именуется туманным термином «туристские ресурсы».
Проблемы начинаются с географии. Корея располагается далеко от стран Европы и Северной Америки, граждане которых на протяжении десятилетий составляли большинство международных туристов, так что поездка в Корею для немца или американца всегда являлась достаточно дорогим мероприятием.
В то же время, в Корее не так много экзотики, за которой обычно едет за границу житель богатой развитой страны. Климат в Корее совсем не субтропический, по сельским корейским дорогам не ходят слоны, а на деревьях не растут бананы и ананасы. Памятники истории и культуры, конечно, в Корее в наличии имеются и у самих корейцев вызывают немало патриотической гордости. Однако надо признать: по мировым меркам исторических памятников в Корее не слишком много. Сохранению памятников старины мешал как корейский климат, так и частые иностранные вторжения - строили в старой Корее из дерева, которое, как известно, и горит, и гниет.
Наконец, в силу географии Корея приходится конкурировать на рынке туризма с огромными и весьма привлекательными соседями - Китаем и Японией. Если уж американцы или европейцы решают отправиться в Восточную Азию, в качестве главной цели своего далекого и недешевого путешествия они, скорее всего, выбирают Китай или Японию.
Однако, как мы видим, в последнее время ситуация изменилась: несмотря на все объективные проблемы, Корея выходит на мировой туристский рынок. Помогли Корее в этом две вещи: «корейская волна» и экономический подъём Китая.
Подавляющее большинство туристов, которые в последние годы прибывают в Корею - это выходцы не из далеких США или, скажем, Франции, а граждане других стран Восточной Азии. Среди 10 миллионов туристов, побывавших в этом году в Корее, большинство составляют японцы - их 3 миллиона. На втором месте китайцы, которые побывало 2,5 миллиона человек, на третьем - граждане Таиланда и иных стран Юго-Восточной Азии, которых среди туристов насчитывается 1,5 миллиона. На весь остальной мир приходится менее трех миллионов человек.
При этом важно, что особо быстро растет количество туристов из Китая. За последнее десятилетие число китайских туристов в Корее утроилось.
Это отражает перемены в Китае. После десятилетий экономического роста в городах сформировался средний класс, у которого появились деньги на развлечения. Поэтому в последние годы китайцы стали активно ездить за границу. Однако китайскому горожанину не так просто съездить в США или Европу - все-таки, несмотря на все процветание последних лет, в деньгах китайцы куда более ограничены, да и времени на такие поездки у них часто нет. Поэтому внимание китайских туристов стала привлекать Корея. Поездка в Корею стоит не очень дорого, а сама страна достаточно непохожа на Китай, чтобы быть интересной для китайских туристов.
Можно сказать, что история повторяется. Когда-то, в семидесятые годы, Корея была исключительно популярна среди японских туристов, для которых она играла роль «дешёвой заграницы». Япония в те времена была еще относительно бедной страной, так что представители японского среднего класса обычно не могли себе позволить поездку в Европу, а вот Корея была им уже вполне по карману. Сейчас похожую роль в корейском туризме начинает играть Китай.
Кроме того, немалую роль играет «корейская волна», стремительное распространение корейской массовой культуры в Китае, Японии и иных странах региона. Популярность корейских певцов, корейских фильмов, корейских сериалов неизбежно приводит к тому, что многим жителям стран Азии хочется посмотреть на Корею своими глазами. Судя по всему, они не разочарованы тем, что видят: об этом говорит тот факт, что количество туристов из стран Азии продолжает расти.
Так что сдвиг центров экономической мощи и культурного влияния во многом помогает корейскому туризму. Корейцы часто говорят о своей стране как о центре (hub) Восточной Азии. В целом эти рассуждения далеко не всегда обоснованы. Но вот в области туризма дела обстоят именно так.