Уважаемый коллега Захарченко выложил линк на замечательное видео с одного из тех закрытых концертов, который продвинутые северокорейские группы регулярно и вполне официально устраивают для партийно-государственной верхушки и особо отобранных иностранных гостей. Коллега Захарченко на таких концертах бывал, я не сподобился, но описания слышал от многих советских товарищей. Ярко-эротический подтекст происходящего на сцене производил на них вполне шоковое впечатление, особенно на фон официальной асексуальности СК культуры (сексуальные эмоции в северокорейской литературе могут испытывать только похотливые американцы и их пособники - да и то редко). Помню, как в 1988 (примерно) перестроечном году молодой товарищ закончил своё повествование о таких официальных пхеньянских посиделках с девочками задумчивым: «у нас на эстраде такая откровенность была бы невозможна». В общем, смотрите (здесь - также
прямой линк).
А у меня в этой связи есть такое замечание. Иногда говорят: «А на фиг северокорейцам вся современная потребительская культура, все эти сто двадцать каналов по телевизору и сто сортов колбасы кимчхи в магазине? Зачем им возможность вести Интернет-блоги и читать Достоевского или Кафку? И уж тем более возможность смотреть на фривольно одетых красоток в телеэкране? Они от этого это ведь не станут счастливее - а если и станут, то не намного». Немалая доля правды в этом рассуждении есть - не думаю, что после неизбежной (в перспективе) смены режима житель какого-нибудь Хверёна или Аочжи станет резко счастливее от того, что будет есть рис от пуза, а не кукурузу по пайку или же от того, что по телевизору красивые девушки будут петь о любви к своему МЧ, а не к своему Вождю. Некоторое время ему будет неплохо, но скоро всё войдёт в норму, и, так сказать, "внутренний градус счастья" не будет так уж отличаться от нынешнего уровня. И уж, тем более, не станет он особо счастливее от того, что в библиотеке в открытом доступе появятся, скажем, книги Сент-Экзюпери. К этому быстро привыкаешь, и вообще счастье определяется не материальным достатком (точнее - не его абсолютным уровнем)
Однако показательно другое. Все северокорейцы, у которых есть выбор - то есть правящая элита, те несколько сотен семей, которые всё знают и всё решают в этой стране - ориентированы однозначно именно на западную потребительскую культуру. Это для плебса звучат песни о величии и мудрости Вождя и его семейства в исполнении целомудренных девиц из официальных ансамблей, и гимны величию расово чистой корейской нации. В отсутствии же плебса элита предпочитает западные или южнокорейские мелодии, которые порою исполняют те же самые барышни, но скажем так, в совсем другой сервировке, весьма далёкой от целомудрия. Все те немногие северокорейцы, у которых в принципе есть выбор, стремятся создать себе жизнь, которая максимально близка к жизни западного среднего класса или западной верхушки - или, по крайней мере, к их представлениям о такой жизни. Люди питаются пайковой кукурузой и пайковыми фильмами о биографии Вождя не потому, что они сделали такой выбор. Выбор сделали за них, причём те, кто этот выбор за них сделал, для себя-то выбирают совсем иное.